Смекни!
smekni.com

"Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим." (стр. 62 из 87)

Источники уголовно-исполнительного характера, применяемые к военнослужащим, тесно связаны с национальным военным законодательством, а также общим уголовным и уголовно-процессуальным правом. Такая связь обусловлена специфическим предметом регулирования военно-пенитенциарного законодательства, базирующегося на военно-административных, военно-уголовных и процессуальных основах конкретного государства. Причем специфика выполняемых вооруженными силами задач выделяется настолько, что обусловливает соответствующее выведение военного законодательства из общего национального права и предполагает существование комплексных нормативных актов военно-административного, военно-уголовного, процессуального и военно-пенитенциарного характера.

а) В Великобритании это Закон об Армии и ВВС, Королевские Установления для Армии, Закон о Вооруженных Силах, Закон о дисциплине в ВМС и некоторые другие. В этих комплексных законодательных актах содержатся, наряду с другими, и нормы военно-пенитенциарного характера.

Что же касается общих уголовно-исполнительных источников, таких как Законы об уголовной юстиции, о пробации, о принудительном труде, то к осужденным военнослужащим они напрямую не применяются. [ См.:Советское исправительно-трудовое право/ под ред. Н.А. Стручкова.- М.: Юрид. лит., 1977, С. 341-343; Лавочкин В.О. Военно-уголовное законодательство Великобритании (правовое исследование). Канд. дисс.- М.: ВКИ, 1991, С.133, 138.]

Английское военное и уголовное право, его доктрины и концепции до настоящего времени оказывают существенное влияние на соответствующие отрасли права стран Британского содружества наций, насчитывающих около 50 государств и зависимых территорий, а также многих других стран мира. Исследователи справедливо отмечают, что интерес специалистов к английской системе продиктован устойчивостью её политических институтов и традиций, прагматизмом правосудия в целом, в том числе сосредоточением внимания на эффективности вопросов пенитенциарии или тюрьмоведения. [ Шупилов В.П. Система исполнения уголовного наказания в развитых капиталистических странах ( Англия, США, Франция). Автореф. докт. дисс.- М.: ВИП, 1977, С.4, 20; Уголовное право буржуазных стран. Общая часть/ под ред. А.Н. Игнатова и А.Д. Козочкина.- М.: Изд-во УДН, 1990, С.6 и др.] Действительно, военно-уголовное законодательство Великобритании прошло длительный путь исторического эволюционного развития, в ходе которого велся активный поиск способов наиболее адекватного отражения в правовой форме потребностей социально-классового развития государства, жизнедеятельности его военной организации.

б) Основным источником военно-карательного права США является Федеральный закон - Единый кодекс военной юстиции США 1951 года в редакции 1983 года [" The Uniform Code of Military Justice" // MANUAL for CO URTS-MARTIAL, UNITED STATES, 1984.- Washington: Government Printig Office, 1984, Appendix 2.]

Этот своеобразный законодательный акт принят высшим законодательным органом страны - Конгрессом США и включен в качестве 10 раздела в Свод законов США. Кодекс содержит как уголовно-правовые, военно-административные нормы, так и предписания, регулирующие создание и компетенцию военных судов, процедуру назначения и исполнения уголовных и дисциплинарных наказаний. Единый кодекс определяет также права военного командования по наложению взысканий на подчиненных и наделяет должностных лиц армии широкими полномочиями в уголовном и уголовно-исполнительном производстве.

Кроме того, при исполнении наказания в отношении военноcлужащих могут применяться и учитываться другие Федеральные законы: Раздел 18 Свода законов "Преступления и уголовный процесс", Раздел 50 "Война и национальная оборона" и др.

На практике Единый кодекс применяется в совокупности с "Наставлением для военных судов США" и другими подзаконными актами военного командования - Президента, министра обороны, министров видов вооруженных сил в области регулирования уголовных правоотношений. Например, полевым наставлением "О правилах ведения войны"," Инструкцией военным судьям"и т.п. В реальной деятельности военно-уголовной юстиции в качестве источников военно-пенитенциарного права, как и в Англии, также используются судебные прецеденты высших судебных инстанций, в частности Военно-апеляционного суда США.

С позиций сегодняшнего дня, лишенных излишней идеологизации, следует отметить, что происходящие в последнее время в Кодексе и подзаконных актах изменения и дополнения свидетельстьвуют о такой тенденции их развития, как стремление к гибкости, оперативности, универсальности, наибольшей подчиненности целей военной юстиции единым целям военной организации и укрепления соответствующей им роли военного командования, в том числе в процессе применения и исполнения уголовных наказаний.

Нормы воено-уголовного права содержатся в 10-й части (главе) Единого кодекса, а также в некоторых других его частях и предусматривают ответственность за различные государственные, воинские и общеуголовные преступления ( ст.ст. 77-134 и др.)

Нормы военно-пенитенциарного характера отдельно не рубрицированы, а представлены в различных частях рассматриваемого источника. Наиболее важные из них:

- определяют основные термины, употребляемые в законе (ст.1);

- называют круг лиц, на которых могут налагаться воинские наказания ( ст.2);

- запрещают применение уголовного наказания до суда ( ст.3);

- устанавливают сроки давности и декларируют принцип применения наказания за одно и то же преступление только один раз (ст.ст.43, 44);

- провозглашают общие начала назначения и исполнения наказания (ст.ст. 55-58);

- устанавливают право Президента США издавать пенитенциарные нормативные акты и делегировать эти полномочия нижестоящим военачальникам ( ст.ст. 36, 140 Кодекса).

в) В странах - представителях континентальной системы (Франция, ФРГ, Япония и другие) также действуют обособленные системы военного права и источников военно-уголовного и уголовно-исполнительного характера. К примеру, Кодекс военной юстиции Франции; Закон о воинских преступлениях и Военно-дисциплинарное уложение РГ; Особый уголовный закон, Законы о предотвращении подрывной деятельности, об охране обороннной тайны - в Японии. [ См.: Серегин В.П. Военное право США и его реакционная сущность.- М.: ВПА, 1981,19 С.; Шулепов Н.А. Военно-уголовное законодательство зарубежных государств.// Уголовное право Российской Федерации. Воинские преступления. Учебник.- М.: ВА ЭФиП, 1993, С. 294 и др.; Уголовное право буржуазных государств. Общая часть. Сборник законодательных актов.- М.: Изд-во УДН, 1990, С. 4, 175, 208, 280 и др.; Wehrstrafgesetz 1974 г. с изменениями и дополнениями.]

Причем особенности источников военно-уголовного и военно-пенитенциарного характера отмечаются в странах различной экономической, социальной ориентации и неодинаковой степени развитости. [ См.: Ахметшин Х.М. Уголовный кодекс КНР.- М.: ВКИ, 1981, С.32; Самойлов А.С., Толкаченко А.А. Военно-уголовное законодательство Народной Республики Ангола.- М.: ВКИ, 1990, С. 3-5; Шупленков В.П. Военно-уголовное законодательство зарубежных социалистических стран.- М.: ВИ, 1977, 62 С.; Боронбеков С. Государственный строй и уголовное право Афганистана (1880-1930 г.г.) Монография.- Рязань: Ин-т права и экономики МВД РФ, 1995, С.110-119 и др. источники.]

Наличие в некоторых странах специальных законодательных актов общего пенитенциарного характера - Уголовно-исполнительных кодексов или отдельных законов об исполнении наказаний также не исключает обособления военно-пенитенциарных аспектов проблемы и их самостоятельной регламентации всё же в рамках военного законодательства ( Болгария, Польша, Румыния, ФРГ и др.) [ См.: Вихров А.А. Военно-уголовное право США.- Л.: ВАТТ, 1989, С.24; Леленталь С., Вежбицкий П.Исполнение наказания в виде лишения свободы / пер. с польского /.- М.: Юрид. лит., 1978, С.14-28; Советское исправительно-трудовое право. Учебник./ под ред. Н.А. Стручкова. - М.: Юрид. лит., 1977, С. 318-322 ; Шупленков В.П. Указ. соч., С.25-35 и др.)

Таким образом, специфическая функция вооруженных сил детерминировала обособленную систему источников военного, в том числе военно-пенитенциарного права. Как справедливо отмечают исследователи зарубежного законодательства, баланс противостоящих интересов правосудия и дисциплины при необходимости ( исходя из интересов практики, диктуемой конкретной обстановкой) всецело определяется нуждами военной дисциплины. [ Вихров А.А. Указ. соч., С. 24; Серегин В.П. Военное право США и его реакционная сущность.- М.: ВПА, 1981, С.119.]

2. Анализ действующих источников военно-уголовного и военно-пенитенциарного характера свидетельствует о том, что наказание с его целями и порядком применения, будучи одним из центальных институтов зарубежного права, по прежнему является "средством самозащиты общества против нарушений условий его существования." [ Маркс К., Энгельс Ф.Соч., Т.8, С. 531.]

Основные положения о целях наказания в уголовном порядке военнослужащих заимствованы зарубежным законодателем из известных западных уголовно-правовых и криминологических воззрений: учения о возмездии, идее устрашения, теории исправления и перевоспитания. [ Иншаков С.М. Зарубежная криминология.- М.: Инфра.М-Норма, 1997, Кристи Н. Пределы наказания.- М.: Прогресс, 1985, С. 29; Яковлев А.М. Право и социология. Кризис законности в США.- М.: Юрид.лит., 1975, С.16-17 и др.) В национальном законодательстве конкретных государств и в реальной практике его применения в отношении военнослужащих указанные и другие смешанные теории совпадают и пересекаются. Поэтому в большинстве случаев невозможно, да и нет необходимости проведения между ними резкой грани.