Смекни!
smekni.com

"Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим." (стр. 2 из 87)

В свое время Ч. Беккариа писал: "Есть замечательное средство, еще более укрепляющее важную связь между преступлением и наказанием: наказание должно по возможности быть сходным с самой природой преступления..." [Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М.: Юриздат, 1939, С.124.] Это утверждение тем более справедливо применительно к специальным субъектам, совершающим преступления в особых условиях воинской службы: именно воинскую природу преступления следует учитывать и в процессе применения наказаний.

В сложившихся исторических и социально-политических условиях российской государственности, наряду с комплексом других мер, требуется разработка базирующихся на реальных современных детерминантах организационно-правовых основ исполнения как общих уголовных, так и специальных наказаний, применяемых к военнослужащим и приравненным к ним по ответственности лицам, совершившим преступления, что обусловлено следующими объективными обстоятельствами:

- уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием. В переходный период Российского государства и общества, когда роль иных криминологических средств утрачивается, снижается или изменяется, объективное значение уголовно-исполнительного фактора неизбежно возрастает;

- в условиях демократизация и формирования правового государства и одновременного роста преступности (по мнению ряда авторов как своеобразной "платы за демократию") важно избежать чрезвычайных мер и обеспечить верховенство закона во всех сферах, связанных с правами человека и гражданина, в том числе в уголовно-исполнительной. Соблюдение на всех уровнях естественных прав человека, в том числе в военной и пенитенциарной сферах - одно из приоритетных современных направлений деятельности международного сообщества наций;

- значение законодательной регламентации императивных, властных, в том числе уголовно-исполнительных отношений, характеризующихся принудительным исполнением уголовных наказаний, повышается в военной сфере государственной организации, где существует объективная необходимость некоторого ограничения общегражданского статуса субъектов и где этот статус нередко нарушается.

Действительно, существование уголовно-исполнительных отношений не исчерпывается лишь пенитенциарной системой, входящей в структуру МВД.

Уголовно-исполнительная деятельность реализуется и в военной среде:

отношения по исполнению уголовных наказаний военнослужащих объективно имеют значительные особенности, которые связаны как с назначением и правовым регулированием исполнения наказания, так и с принципами построения и характером функциональных обязанностей соответствующих государственных органов: военного управления, военной юстиции и др.

Состояние преступности и судимости в воинских формированиях страны в настоящее время характеризуется как контролируемое, но напряженное.[Совещание председателей военных судов округов, флотов.//Бюллетень УВС МЮ РФ и ВК ВС РФ, 1997, N 1(165), С.3-15; Состояние законности и правопорядка в армии и на флоте требует усиления работы по предупреждению правонарушений.// Там же, 1997, N 2(166), С.3-6.] Оно безусловно связано с нынешней криминогенной ситуаций в России, которая, по официальному признанию, представляет собой качественно новый феномен как по масштабам преступных проявлений, так и по степени разрушительного влияния на жизнедеятельность общества, функционирование и безопасность государства, права и свободы его граждан.[См.: Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. - М.: Криминологическая ассоциация, 1996, С.5 и др.; Проект. Основы государственной политики противодействия преступности. - М.: ИГП РАН, 1997; О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях. Аналитические материалы. - М.: МВД РФ, 1997 и др.]

В Вооруженных силах, войсках и воинских формированиях Российской Федерации, начиная с 1992 года, ежегодно совершается в среднем свыше 28300 преступлений.[Преступность и законодательство. - М.: Криминологическая ассоциация, 1996, С.316, 331 и др.] Это больше, чем в 80-х годах в СССР.[Шулепов Н.А. Правовые основания освобождения военнослужащих от уголовной ответственности. Дисс. канд. юрид. наук.- М.: ВКИ, 1981, С. 17 и др.] При этом количество тяжких преступлений возрастает, ныне превышает 11 тысяч единиц в год и составляет более трети от всех общественно опасных посягательств. Существенный рост отмечается и в считавшихся относительно благополучными Внутренних войсках МВД РФ (рост в 2,2 раза), Пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ (рост на 61,3 %).

Количество дел, направляемых в военные суды, в последние годы составляет не менее 60-65 % от числа возбужденных. При этом указанные суды применительно к виновным военнослужащим применяют как общеуголовные (реже), так и специальные (чаще) наказания, связанные с дальнейшим прохождением осужденными службы: лишение свободы (24-28 %), содержание в дисциплинарной воинской части (ранее - направление в дисциплинарный батальон (от 48 до 51 %), условное осуждение (10-13 %), ныне отмененную (но также сопряженную со службой) отсрочку исполнения приговора (5-7 %), штраф (примерно 10 %), содержание на гауптвахте взамен исправительных работ (имелись единичные случаи: до 5-6 в год) применения по всем военным судам) и другие уголовно-правовые меры (от 1 до 6 %) [По материалам обобщения работы военных судов в последние годы //Бюллетени УВС и ВК ВС РФ, NN 1(165), 2(166), 1997 г.; Приложение N 10.] Так, в 1996 году судимость военнослужащих возросла на 11,1 %. [Там же, N 2 (166), C.3.] И это при условии, что происходило сокращение Вооруженных Сил и других воинских формирований. Кроме того, военные суды только в течение последнего года рассмотрели более 7 тысяч жалоб военнослужащих на нарушение их законных прав и свобод и 63 процента жалоб удовлетворили, признав их обоснованными. Уже эти объективные показатели, наряду со многими другими, приводимыми в настоящем исследовании, позволяют вслед за компетентными органами ясно говорить о том, что состояние законности и правопорядка в Вооруженных Силах и других воинских формированиях неудовлетворительно, что уголовно-исполнительные отношения в военной среде объективно и необходимо существуют и имеют достаточно массовидный характер.

Такое положение обусловлено не только известными криминологическими детерминантами (негативным влиянием на армию и флот социально-экономических факторов, общих причин преступности в стране, а также недостатками в деятельности командиров и начальников по поддержанию уставного порядка, низким уровнем правовой подготовки офицерского состава, неэффективностью воспитательно-предупредительной работы с личным составом). Но также тем, что действовавшие до последнего времени нормативные акты об исполнении уголовных наказаний военнослужащих и ранее характеризовались как противоречивые, бессистемные и не отличались юридической проработанностью, а в начале 90-х годов безнадежно устарели и уже не отражали новых социально-правовых реалий. Как следствие, возникли новые и обострились известные проблемы в практике назначения и исполнения наказаний военнослужащих.

Разработка нового российского законодательства в сфере борьбы с преступностью (УК,УИК,УПК и др.) потребовала отражения в нем соответствующих военно-правовых аспектов. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года, определив новую систему уголовных наказаний, включил в нее в качестве равноценных и полноправных наказания, применяемые в отношении особых субъектов - осужденных военнослужащих. В новом разделе XI УК о преступлениях против военной службы в санкциях 18 из 21 статей предусмотрены специфические наказания: содержание в дисциплинарной воинской части, арест, ограничение по военной службе. Причем в большинстве основных составов (без отягчающих обстоятельств) они хотя и указаны альтернативно, но сформулированы как единственно возможные. Более того, в новом уголовном законодательстве значение признака наказуемости существенно повышается (ст.ст.14,15 УК): он нормативно признается юридически значимым критерием общественной опасности и тяжести всех преступлений, включая воинские, со всеми вытекающими уголовно-правовыми, процессуальными и уголовно-исполнительными последствиями.

Принятие и введение в действие с 1997 года основанного на новом уголовном законодательстве первого в российской истории Уголовно-исполнительного кодекса явилось логическим завершением становления базирующейся на Конституции новой отрасли отечественного законодательства - уголовно-исполнительного, в котором военно-пенитенциарным вопросам впервые на федеральном уровне отводится отдельная самостоятельная роль.

Тектонические сдвиги в жизни общества, все их аспекты и проявления и для отечественной правовой науки представили в виде огромного количества проблем, вопросов, требующих незамедлительных теоретических исследований и научно-прикладных разработок.[Об этом см.: Кутафин О.Е. Предисловие. Труды МГЮА, N 1.- М.: Юрист, 1997.- С.3.] Их необходимо решать с учетом того, что сложный и динамичный характер развития современного общества, государства и права не терпит шаблонного, механического подхода, обусловливает видение всех явлений в их развитии, непрерывном изменении, в неразрывной связи с конкретными условиями.