Смекни!
smekni.com

"Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим." (стр. 16 из 87)

Кроме того, военное законодательство и практика его применения усматривают и выделяют объективную специфику положения различных категорий военнослужащих, в основе которой лежат особенности их правового статуса. Так, в зависимости от способа поступления на службу, выделяют статус военнослужащих, проходящих службу по призыву и по контракту.

Имеются и другие основания детализации юридического положения военнослужащих.

Собственно правовой статус военнослужащих может быть отграничен от множественности постоянно возникающих, изменяющихся и прекращающихся конкретных правоотношений, в которые они вступают с государством, обществом, юридическими и физическими лицами на этапе реализации своих субъективных прав, обязанностей и норм об ответственности, при помощи системы юридических фактов определенного вида.

Юридические факты двух нижеследующих видов становятся зримым и практически значимым критерием выделения, изменения и прекращения общего правового статуса военнослужащих:

а) Факты, имеющие правовое значение события, в связи с наступлением которых военнослужащие реализуют свою общегражданскую правоспособность, основанную на общеправовых, в том числе конституционных, нормах. Военнослужащие являются полноценными гражданами Российской Федерации, пользующимися всеми основными правами и свободами. Некоторые имеющиеся ограничения общегражданского статуса обусловлены известной необходимостью охраны и защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; они предусмотрены и допустимы нормами международного и отечественного права.[Ст.55 Конституции Российской Федерации 1993 г. - М.: Юрид. лит., 1993; Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.// Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, N 52, ст.1865; Ст.8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.// OSCE, Office for Democratic Institutions and Human Rights, Warsaw, Poland, с.95-118; Ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.// Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, N 40, ст.564; cт.ст.35-36 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе 1993 г.// Ведомости, 1993, N 9, ст.325 и др.]

б) Многообразные и специфические юридические факты, в связи с наступлением которых возникают, изменяются или прекращаются служебно-правовые (специальные) отношения военнослужащих. Наряду с общегражданскими правами и свободами военнослужащие приобретают права, обязанности и юридическую ответственность, обусловленные условиями военной службы и закрепленные в нормах военного законодательства. К ним, в частности, относятся нормы, регламентирующие право военнослужащих на различные виды довольствия: денежное, продовольственное, вещевое, квартирное; на образование и отдых; медицинское и торгово-бытовое обслуживание; государственное обеспечение при увольнении в запас или отставку, а также соответствующее обеспечение их семей; систему разнообразных льгот; подачу предложений, заявлений, жалоб и т.д.

С учетом изложенного, можно сказать, что военнослужащий - это такой специальный субъект, который, будучи включен в особую систему военно-служебных отношений, является гражданином с ограниченным особенностями воинской службы правовым статусом.

Несмотря на кажущееся различие, в названных фактах имеется много общих взаимосвязей. Их выделение способно оказать действенную помощь в уяснении содержания вопроса о военнослужащем как субъекте уголовно-исполнительных отношений.

Совершая преступление и неся назначенное за него наказание, военнослужащий не может не ограничивать общегражданскую или военно-специальную составляющие своего статуса. Это вытекает из самого смысла уголовного наказания как индивидуализированной меры государственного принуждения, связанной с ограничением или лишением совершившего преступление лица определенных благ, прав и интересов и неотвратимо выражающей от имени государства морально-политическое осуждение преступной деятельности виновного субъекта.

Размер этих правоограничений зависит от наказания, которое, в свою очередь, естественно обусловлено характером и степенью тяжести, видом совершенного конкретного преступления, его направленностью на определенный объект, характером наступивших последствий, спецификой мотивации, целеполагания и т.д.

В зависимости от этих обстоятельств и решается вопрос о наказании: то есть об объеме и содержании индивидуально определенных правоограничений и лишений виновного лица; об ограничениях, изменениях правового положения военнослужащего в рамках сохранения его военно-служебного статуса либо прекращения этого статуса вовсе в уголовном порядке.

Таково в общем виде содержание военно-административной составляющей правового статуса осужденного военнослужащего.

3. Менее разработанной стороной правового статуса осужденного военнослужащего, имеющей совершенно новое содержание, является уголовно-исполнительная составляющая.

Как известно, под правовым статусом осужденного понимается закрепленное нормами различных отраслей законодательства и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденного во время отбывания уголовного наказания того или иного вида. [Уголовное-исполнительное право./под ред. И.В.Шмарова. - М.: БЕК, 1996, С.93; Рябинин А.А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права. -М.: Юристъ, 1995, С.73-74.] Правовой статус осужденного - категория социальная, исторически изменчивая. Он меняется с изменением развития цивилизации, государственного строя, уровнем преступности и наличием в обществе средств борьбы с ней. Поскольку преступность явление всемирное, то международные органы и международная общественность стремятся выработать эталон правового статуса осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. Пример тому - «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.", распространяющие свое действие и на изолированных от общества осужденных военнослужащих.

В новом уголовно-исполнительном законодательстве, во многом воспринявшем рекомендованные мировым сообществом эталоны, отражение правового положения осужденных характеризуется ярко выраженной новизной.[Cм. об этом, например: Михлин А.С., Пономарев П.Г., Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации с научными комментариями по главам ученых-правоведов. - М.: Библиотечка "Российской газеты", 1997, вып. N 5, C.20-24; Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные положения.//Законность, 1997, N 5, С.4-5 и др.]

Cовременное учение о правовом статусе осужденных без преувеличения пронизывает все новое уголовно-исполнительное право, так как по своему содержанию он представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется ограничение правового положения осужденного во время отбывания наказания в качестве участника уголовно-исполнительного правоотношения. В практическом смысле определение правового положения осужденного позволяет дифференцировать карательно-воспитательное воздействие в зависимости от основанных на законе индивидуально определенных в приговоре суда признаков. В то же время четкая регламентация правового статуса осужденного служит важным гарантом защиты его личности и обеспечения законности. Поэтому рассматриваемый статус регламентируется как в рамках общей части, так и применительно к исполнению конкретных видов наказаний, предусмотренных частью особенной.

В науке уголовно-исполнительного права, да и в законодательстве, правовой статус лиц, отбывающих уголовное наказание, принято промежуточно делить еще на два вида: правовой статус осужденных, отбывающих наказание, связанное с лишением или ограничением свободы; и правовой статус осужденных отбывающих наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы.

Наконец, правомерно выделяется и правовой статус лица, отбывающего конкретный вид уголовного наказания (ареста, лишения свободы и т.д.).

Перечисленные виды правового статуса соотносятся между собой так, как общее, отдельное и единичное, т.е. представляют собой единую систему прав, законных интересов, обязанностей граждан в разных сферах их социального общения, а также комплекса гарантий и механизма их реализации. Действительно, осужденный в период отбывания уголовного наказания продолжает выполнять в обществе множество известных прежних своих ролей. Но также дополнительно и вынужденно исполняет специальную социальную роль - искупителя своей вины, исправляющегося под воздействием особой меры государственного принуждения, с целью закрепления общественно полезных качеств, обеспечивающих правопослушное поведение, уважение интересов других граждан, общества и государства. Это обстоятельство потребовало четкого определения в законодательстве правового статуса осужденного через подтверждение его общегражданского положения (общее), через определение его специальных прав и обязанностей как участника уголовно-исполнительных отношений, отбывающего любой из видов наказания (особенное) и через регламентацию правового статуса лица, отбывающего конкретный вид наказания (единичное).

Основой для формирования общего понятия правового положения лиц, отбывающих уголовные наказания, являются Конституция Российской Федерации и нормы международного права о правах человека. Фундаментальные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что предполагает строгую их охрану всей системой норм внутреннего (национального) и международного права. Осужденный во время отбывания наказания, назначенного ему приговором суда, не лишается статуса гражданина Российской Федерации и обусловленных им прав, а лица без гражданства и иностранные граждане - установленного для них статуса в период их нахождения на территории России. Положения Конституции в полной мере согласуются со Всеобщей декларацией прав человека 1948 г, Международным пактом о гражданских и политических правах и другими международными актами о правах человека, к которым присоединилась Россия и которые анализируются в главе пятой настоящей рукописи.