Смекни!
smekni.com

Психотравматология Кровяков (стр. 44 из 115)

- дезактуализация ранее сложившейся системы побудителей (утрата смысла того, что ранее было значимо);

- переживание фрустрации или угрозы фрустрации актуальных потребностей;

- нарушения в системе базисных потребностей, проявление способов удовлетворения потребностей (дезорганизуется процесс смыслообразования и целеполагания);

- вызывание неоптимальных психических состояний - страха, подавленности, тревожности, апатии, напряженности, перевозбуждение или "эмоциональной анастезии, длительное переживание вины, т.е. возникновение неоптимальных эмоциональных состояний;

- нарушения в структуре "Я-образа", с усугублением переживания неопределенности в оценке личных перспектив; вклад в процесс дезорганизации делает чрезвычайно личностно значимая и аффективно окрашенная, неожиданная, новая, сложная, неопределенная информация.

Под влиянием патологизирующих психогенных воздействий изменяются психофизиологические параметры, формируется синдром психоэмоционального напряжения, (он определяется направленностью характеристик доминирующего в исходном состоянии паттерна вегетативной активации). Изменяющаяся реактивность организма создает бесконечное разнообразие индивидуальных сложнейших проявлений, как реакций на повреждение - реакций первичных, вторичных и т.д. Комплекс психосоматических реакций в человеческом организме активизируется таким образом, что воздействие “социума” доходит вплоть до основных биологических процессов. Возникающий соматовегетативный синдром, связанный с истощением, перестройкой реакций с постоянным отрицанием психических структур и формированием новых, принимает патологический характер; хронические фрустрирующие состояния обуславливают хронифицирующиеся висцеро-вегетативные расстройства.

Известно, что для полноценного психогенеза субъекта в социальном контексте, необходима соответствующая структура, - ею является идентичность. Первичная идентичность является прямым или изначальным способом связывания чувств с объектами и имеет основополагающее организующее значение в человеческом развитии (Freud Z., 1921., цит. по Х. Томэ., Х. Кехеле., 2001). Становление структуры отношений к окружающему (Rudolf., 1993; Мясищев В.Н., 1995), (описывается посредством соответствующих структурных категорий), происходит благодаря следующим механизмам: саморегуляция (способность интегрировать и регулировать собственные потребности, аффекты); мотивация (понимать собственные мотивы и мотивировать себя на достижения целей); самовосприятие (способность к саморефлексии, которая предполагает образ себя, идентичности); защита (способность поддерживать или восстанавливать душевное равновесие во внешних и внутренних конфликтах при помощи соответствующих способов и механизмов защиты); восприятие объектов (четкое различение себя и объекта, связанное со способностью признавать за другими людьми их собственные права и намерения); способность осуществлять выбор и нести за него ответственность; коммуникация (способность выстраивать внутренние репрезентации и их аффективно обслуживать, вырабатывать правила взаимодействия, способность эмоционально настраиваться на других, понимать их аффективные сообщения); антиципация (прогноз собственных поступков и поведения окружающих). В ходе исследования при изучении этого аспекта было выявлено нарушение всех этих механизмов у пациентов под влиянием их социального окружения.

Нарушение развития организма происходит в определенном социально-интеракциональном контексте. Социальные процессы воздействуют на биологические процессы в той же степени, в какой биотические процессы влияют на социальное поведение. Идея развития, (Kalbaum K., 1890; Holl S., 1904; Jekckson J.H., 1964; Выготский Л.С., 1983 и др.), составляет краеугольный камень учения о возрастной психической патологии (Гурьева В.А. и соавт., 2001), и предложена английским психиатром G. Maudsley (1880). Психогенез - единство психосоматической и психосоциальной сфер в развитии. В этом процессе между всеми компонентами воспитания и развития существуют прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредованные взаимосвязи. Так как объем воздействующей информации возрастает логарифмически в каждом возрастном периоде психогенеза, отсюда проистекает - психические функции различны в различные возрастные периоды (Jekckson J.H., 1964), а функциональные системы по мере организации производят новые модели отражения действительности

Психогенез – это динамика проявления развивающихся функциональных систем психики ответственных за нормальные и патологические психические феномены. Отдельные феномены могут быть поняты при изучении причинно-следственной цепи жизненных событий человека.

Результаты проведенного исследования указывают, что психическое расстройство возникло на основе имевшегося нейродизонтогенеза. Патологическая семья не обеспечила пациента адекватными моделями развития. В патологических условиях развития у пациентов формировались психические структуры, включавшие дефектные компоненты из элементов функциональных систем, обеспечивающих мотивацию, эмоции, мышление, поведение и др. На воздействия факторов среды эти структуры отвечали соответствующими дезадаптивными состояниями и реакциями (с фиксацией, а впоследствии возврат к ним – регрессия).

Результаты проведенного исследования, подтверждают результаты других исследователей в том, что отмечаются отчетливые этапы нарушения развития пациентов под воздействием неблагоприятных факторов социального окружения. Манифестация дизонтогенеза относилась к соматовегетативному уровню нервно-психического реагирования, когда в ответ на психотравматичные условия среды возникали проявления в виде декомпенсаций невропатической конституции. В дальнейшем отмечались стертые психофизиологические изменения (из-за нейрофизиологического перенапряжения), с появлением психогенной астении. Постепенно структурировались и проявлялись три типа дизонтогенеза: астеногипердинамический, астеногиподинамический и смешанный (Буторина Н.Е., 1989). На последующих этапах психогенеза отмечалась дезадаптация, сопровождавшаяся различными патопсихологическими паттернами и их проявлениями различной степени выраженности (у больных с тяжелой психотической симптоматикой развивавшейся в последствии, в раннем периоде развития имели место патологические воздействия на их базисные адаптивно-развитийные системы).

Современный подход, к патологии психического развития, строится с позиций энергоинформационных взаимодействий психики человека и факторов социальной среды; принимается во внимание, что в процессе развития складывается система особых, энергетийно-динамических отношений человека с действительностью, заданная взаимодействием природных и социокультурных факторов. Результаты исследования указывают, что нарушения процесса психического развития происходит в патологических интерсубъективных взаимоотношениях, в которых патологический энергоинформационный обмен нарушает формирование функциональных систем. К срыву развития приводит психическая травма, психогении, депривация, целенаправленная фрустрация желаний и потребностей ребенка (субъекта).

3.2 Взаимосвязь патологического психогенеза, психопатологических расстройств с перенесенными психической травмой, депривациями, психогениями.

Психическое развитие не линейно, нет жестко детерминированной его схемы (Карсаевская Г.В., 1983), оно проходит ряд этапов. Переход с одного этапа на другой представляет собой критический момент. Он реализуется при наличии энергии и информации со стороны внешней и внутренней среды и достигается благодаря складывающимся функциональным системам, отвечающих запросам нового периода жизни (Дильман В.М., 1986). Без появления и наличия качественно новых и необходимых условий среды на конкретном этапе развития, реализация психического развития нарушается или даже исключается (Аршавский И.А., 1967). Во время перехода существенную роль играют воздействия патогенных факторов. Окружающая социальная среда часто является источником психической травматизации. Психика человека порой сталкивается и взаимодействует со значительно превосходящими по информационно-энергетическим характеристикам условиями окружающей среды, она оказывается перед необходимостью субкритического и даже критического напряжения своих приспособительных механизмов. Эти критические и субкритические обстоятельства возникают в связи и при воздействии психической травмы и психогений. Считается, что и психическая травма, психогении (манипулирование значащим другим; тип воспитания в семье, к примеру: жесткая гиперопека родителей с подавлением самостоятельности и другие), играют роль в развитии психического дизонтогенеза. Сам по себе дизонтогенез не является первично-этиологическим фактором. Он - результат других ранних (чаще комплексных), воздействий, которые приводят к искажению онтогенетического развития; имеет конкретное клиническое выражение и облегчает возникновение определенной симптоматики или ее своеобразие.

Причинно-следственные отношения внутри комплекса факторов в объяснении механизмов психопатологических состояний постоянно привлекают внимание исследователей.

Проведенное нами исследование исходило из гипотезы, что ранними воздействиями, приводящими к возникновению аномального психогенеза, являются - психическая травма и психогении, перенесенные в сензитивные моменты на переходных этапах развития. Оценка роли и удельного веса патогенных факторов происходила согласно выделенным исследователями возрастным периодам психического развития (Божович Л.И., 1979).

Ос­та­но­вим­ся на ха­рак­те­ри­сти­ке про­ана­ли­зи­ро­ван­ных в ра­бо­те па­то­ген­ных фак­то­ров и психогенеза, в том чис­ле – характер психических травм, деприваций и психогений в ас­пек­тах изу­чае­мой про­бле­мы. Эти фак­то­ры не все­гда мо­гут быть оп­ре­де­ле­ны ко­ли­че­ст­вен­но, они близ­ки в смы­сло­вом от­но­ше­нии к "фак­то­рам рис­ка" раз­ви­тия па­то­ло­гии. В ме­ди­ци­не это по­ня­тие ис­поль­зу­ет­ся в не­по­сред­ст­вен­ной свя­зи с про­це­ду­рой ана­ли­за этио­па­то­ге­не­ти­че­ских ха­рак­те­ри­стик бо­лез­ни, что, без­ус­лов­но, мож­но от­не­сти к од­ной из наи­бо­лее труд­ных про­блем пси­хи­ат­рии.