Смекни!
smekni.com

Психотравматология Кровяков (стр. 98 из 115)

Сле­ду­ет от­ме­тить, что ме­то­до­ло­гия ис­сле­до­ва­ний проблем взаи­мо­от­но­ше­ний воз­ни­каю­щих в сис­те­ме «субъ­ект-семейная сре­да», «субъект-социум» не­со­вер­шен­на. Не нашло отражение того, что семейная сре­да своей свое­об­раз­ной спе­ци­фи­че­ской зна­ко­вой сис­те­мой, паттернами взаимодействий по­сто­ян­но влия­ет на пациента, из­ме­няя его пси­хо­фи­зи­че­ское со­стоя­ние. Семейная зна­ко­вая сис­те­ма ока­зы­ва­ет влия­ние на глу­бин­ные про­цес­сы пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти, транс­фор­ми­руя их. Известно, что, находясь или по­па­дая в спе­ци­фи­че­скую зна­ко­вую (Со­ло­мо­ник А., 1995), сре­ду, че­ло­век реа­ги­ру­ет на те или иные ее сим­во­лы-зна­ки, ее энергоинформационные паттерны, фор­ми­ру­ет пат­терн реа­ги­ро­ва­ния, переходя в то или иное психическое состояние (его мозг по­сто­ян­но мо­де­ли­ру­ет ок­ру­жаю­щую сре­ду, и дви­жу­щая си­ла ин­стинк­та са­мо­со­хра­не­ния за­став­ля­ет че­ло­ве­ка, осоз­наю­ще­го смут­ную или яв­ную опас­ность пред­при­ни­мать по­иск за­щи­ты) (Бейт­сон Г., 1972; Бэнд­лер Д., Грин­дер Р., 1976; и др.). Че­ло­век на­хо­дит­ся в адап­ти­ро­ван­ном со­стоя­нии к ок­ру­жаю­щей сре­де, ко­гда его внут­рен­няя ин­фор­ма­ция со­от­вет­ст­ву­ет ин­фор­ма­ци­он­но­му со­дер­жа­нию си­туа­ции, т.е., име­ет ме­сто ин­фор­ма­ци­он­ное рав­но­ве­сие. Эле­мен­ты внеш­ней сре­ды все­гда име­ют зна­чи­мость, по­сколь­ку они свя­за­ны с внут­рен­ним со­стоя­ни­ем на­пря­жен­но­сти лич­но­сти. При внеш­них и внут­рен­них из­ме­не­ни­ях, не вы­хо­дя­щих за гра­ни­цы ин­ди­ви­ду­аль­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го уров­ня, че­ло­век ос­та­ет­ся в при­спо­соб­лен­ном со­стоя­нии, ис­поль­зуя имею­щие­ся в его рас­по­ря­же­нии под­го­тов­лен­ные фи­ло- и он­то­ге­не­ти­че­ским опы­том ре­сур­сы (Бан­да­рин Б.А., 1974; Ко­ро­ле­нок Ц.П., 1987 и др.). К мно­же­ст­ву фак­то­ров, речь идет о фи­зи­че­ских, хи­ми­че­ских, ин­фор­ма­ци­он­ных воз­дей­ст­ви­ях, че­ло­век под­го­тов­лен эво­лю­ци­он­но, через механизмы адаптации. Вы­ра­бот­ка но­вых ал­го­рит­мов по­ве­де­ния в свя­зи со зна­чи­тель­ны­ми ин­фор­ма­ци­он­ны­ми ко­ле­ба­ния­ми, или их от­сут­ст­ви­ем, тре­бу­ет от человека пе­ре­хо­да на но­вый уро­вень реа­ги­ро­ва­ния и при­спо­соб­ле­ния. Исходя из этого, необходимо придать первостепенное значение разработке информационного подхода к психической патологии во всех его аспектах.

Мозг человека представляет собой высокоспециализированную нейронную сеть. Эта сеть имеет уникальные свойства к восприятию, хранению и порождению информации. Процессы функционирования нейронной сети, т.е. сущность действий, которые она способна выполнять, зависит от величин синаптических связей. При психотравме происходит модификация параметров синапсов и количества связей между нейронами (большинство связей получают нулевые веса) (упрощению архитектуры нейронных сетей), что приводит к неограниченному росту величин параметров их ответов. Что приводит к нарушению обучения (приобретение опыта). Чем больше нейронов, тем больше число связей между ними, и тем более сложные задачи способна решить нейронная сеть. Кроме того, известно, что если используется заведомо большее число нейронов, чем необходимо для решения задачи, то нейронная сеть лучше и более точно обучится. Сутью лечебного воздействия должно быть то (направлено на), чтобы из сети были удалены все связи, имеющие нулевые веса (исключенные из обучения). Из сети удаляются все подсети, выходные сигналы которых не используются другими подсетями в качестве входных сигналов и не являются выходными сигналами сети в целом.

Бедная в информационном отношении среда имеет минимальное количество сигналов, и информация, несомая одним из сигналов, не подкрепляется другими входными сигналами. Это приводит к тому, что при ошибке в одном входном сигнале сеть ошибается с большой степенью вероятности. При избыточном наборе входных сигналов, этого не происходит, поскольку информация каждого сигнала подкрепляется (дублируется) другими сигналами. Говоря о нейронных сетях, хотелось подчеркнуть существующую необходимость углубления нейрофизиологического аспекта в подходах к лечению; со смещением акцента на применение нейролептиков и других лекарственных препаратов с учетом химического строения синапсов соответствующих вовлеченных нейронных сетей.

Каждое нарушение в организме, возникает от определенного социально-интеракционального процесса. Психосоциальные обстоятельства заставляют “звучать” соответствующие функциональные системы, задействуются сознательные и бессознательные процессы психики. Комплекс психосоматических реакций в человеческом организме отражает психогенные воздействия активизацией основных биологических процессов. При осоз­на­нии "от­кло­не­ний" в здо­ро­вье за­пус­ка­ют­ся в дей­ст­вие вто­рич­ные пси­хо­ге­нии. Кро­ме это­го име­ет ме­сто столк­но­ве­ние фру­ст­ри­рую­щих пе­ре­жи­ва­ний и су­ще­ст­вую­щих впол­не ре­аль­ных, осоз­нан­ных мо­ти­вов (гордость за семью, собственные нарциссические установки и др.). Со­от­вет­ст­вен­но, мно­гие эмо­цио­наль­ные, по­ве­ден­че­ские ре­ак­ции пациентом по­дав­ля­ют­ся, вы­тес­ня­ют­ся в си­лу то­го, что всту­па­ют в про­ти­во­ре­чие с цен­но­ст­ной ори­ен­та­ци­ей.

Дан­ные проведенного ис­сле­до­ва­ния указывают, что на пер­вом эта­пе при­ори­тет­ной за­да­чей яв­ля­ет­ся как можно полное прекращение действия психогений и пер­вич­ная про­фи­лак­ти­ка фру­ст­ри­рую­щих пе­ре­жи­ва­ний у пациента по по­во­ду воз­мож­ных по­след­ст­вий для его здо­ро­вья (с учетом ус­ло­вий в его семье). На этом же пер­вом эта­пе необходимо соз­да­ние ле­чеб­но-реа­би­ли­та­ци­он­ной про­грам­мы, ко­то­рая раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­но для ка­ж­до­го боль­но­го. Лечение заключается в том, чтобы возобновить прерванные адаптивно-развитийные процессы структурализации, дифференциации, интеграции и завершить задержанный процесс психического роста (Столороу Р. и соавт., 1999). Лечение нуждается в расширении своих координат за счет присоединения к известной триаде биологического, психологического и социального четвертого компонента, а именно - развития адаптивно-развитийных структур. Это предполагает введение в организационные основы лечения существенных коррекционно-развитийных компонентов. Разрабатывается и используется развивающие психотехнологии и программы, направленных на охрану развития с исключением паттернов патогенных факторов.

Конкретно в лечении существенное значение имеет использование техник арт-терапии, символодрамы. Создание изобразительных образов позволяет получить доступ к травматичному опыту. Изобразительное творчество оживляет сферу телесных ощущений, заблокированных в результате травмы, способствует выражению подавленных чувств, восстанавливает чувство собственного достоинства, позволяет восстанавливать личностные границы, ощущение контроля над ситуацией.

На­зна­че­ние пси­хо­фар­ма­ко­ло­ги­че­ских средств на этом эта­пе мо­жет быть от­не­се­но к вспо­мо­га­тель­ным ле­чеб­ным ме­ро­прия­ти­ям. Па­то­ге­не­ти­че­ская те­ра­пия но­сит, как пра­ви­ло, не­спе­ци­фи­че­ский ха­рак­тер. На­зна­че­ние пси­хо­фар­ма­ко­ло­ги­че­ских пре­па­ра­тов и дру­гих ле­кар­ст­вен­ных средств спо­соб­ст­ву­ет ре­дук­ции тех син­дро­мов и сим­пто­мов, к ко­то­рым они име­ют тро­пизм, т.е. на ко­то­рые ока­зы­ва­ют кли­ни­че­ски вы­яв­ляе­мое пре­иму­ще­ст­вен­ное те­ра­пев­ти­че­ское воз­дей­ст­вие (прин­цип "сим­птом-ми­шень"). Од­на­ко сим­пто­мы-ми­ше­ни яв­ля­ют­ся лишь пер­вы­ми ори­ен­ти­ра­ми для под­бо­ра "клю­ча к зам­ку" (Kuhne G.E., Rennert H., 1965). Из­би­ра­тель­но вли­яя на сим­птом, те­ра­пев­ти­че­ское воз­дей­ст­вие ока­зы­ва­ет влия­ние на од­но из звень­ев па­то­ге­не­ти­че­ской це­пи па­то­ло­ги­че­ско­го про­цес­са. На­зна­ча­ют­ся и пре­па­ра­ты об­ще­био­ло­ги­че­ско­го воз­дей­ст­вия, не­по­сред­ст­вен­но не влияю­щие на пси­хо­ло­ги­че­ские и пси­хо­па­то­ло­ги­че­ские фе­но­ме­ны, но дей­ст­вую­щие опо­сре­до­ван­но че­рез так на­зы­вае­мые пер­вич­ные свой­ст­ва ин­ди­ви­да как ор­га­низ­ма и реа­ли­зую­щие по­тен­ци­аль­ные воз­мож­но­сти воз­дей­ст­вия пси­хо­ак­тив­ных средств на па­то­ге­не­ти­че­ские зве­нья бо­лез­нен­ных со­стоя­ний.

Способность человека к адаптации отличается от способности к адаптации других представителей животного мира не столько количественно, сколько качественно. Эта способность зиждется в первую очередь на умении не столько приспосабливаться, т.е. изменять себя, оставляя неизменной среду обитания, но в гораздо большей степени на умении приспосабливать, т.е. изменять среду обитания, влиять на нее и даже формировать искусственно. Психика человека способна "выходить" за физиологические пределы тела, самостоятельно создавать, использовать созданный другими инструментарий. Именно в этом и состоит процесс учения. Обучаемость есть важнейшее качество человеческой психики, состоящее в том, что психика "поглощает" инструментарий (умение владеть им), превращает его в элемент своей структуры. Причем природа инструментария достаточно универсальна, она может носить как предметный, так и абстрактный характер.