Смекни!
smekni.com

Психотравматология Кровяков (стр. 56 из 115)

Эффекты структурированности когнитивного пространства в виде индивидуального интеллекта обнаруживают себя в характеристиках его субъективного объема, развернутости и гибкости границ познавательного отражения, их проницаемости по отношению к необычному опыту, а также в характеристиках его артикулированности (дифференцированности, связности и иерархизированности отдельных элементов опыта). Смысловые фракталы надстраиваются над элементами пространств, так создается иерархия в пространственных связях. Формы интеллектуальной репрезентации предельно индивидуальны в силу своеобразия когнитивного состава и строения индивидуального интеллектуального пространства отражения (это может быть «картинка», пространственная схема, комбинация чувственно-эмоциональных образов, иерархическое категориальное описание, смысловая конструкция). Репрезентация отвечает двум основным требованиям. Во-первых, это всегда порождение некоторой «ментальной модели» на основе внешнего контекста (типа презентации) и внутреннего контекста (наличной у субъекта информации, фиксированной в долговременной памяти) за счет включения механизмов конструирования опыта: реструктурирования, категоризации, комбинирования, перевода информации с одного «языка» репрезентирования на другой, селекции и т. п. Во-вторых, это всегда в той или иной мере инвариантное воспроизведение объективных закономерностей отображаемого фрагмента реального мира.

Современные представления о семантической организации речи также позволяют говорить о квазипространственном радикале, обусловливающем взаимосвязь и взаиморасположение слов и понятий в лексической системе языка - в виде сети значений, семантических схем или полей. В связи с этим актуализация понятий предполагает обращение к определенному "месту" в пространственно организованной структуре. Развитие семантических отношений, представленных в лексических структурах словаря индивида (определение исследователей Гвоздев А.Н., 1961; Исенина Е.И., 1980; Жукова Н.С., и соавт. 1990) повторяет основные возрастные этапы моделирования пространственных отношений.

Сходство пространственно-временных структур различных образов (наглядных и словесно-звуковых) позволяет проводить параллели между речью и рисунком движения.

Для обоснования выдвигаемых теоретических представлений, о пространственно-временных энергоинформационных структурах психической реальности, приведем установленный факт, о том, что при мышлении происходит конвергенция корковых связей к определенным центрам, названными фокусами взаимодействия (их топография специфична для различных мыслительных операций: при образном мышлении фокусы располагаются в теменно-височной, а при абстрактном мышлении - в лобной коре) (Иваницкий А.М., 2001). При этом связи, подходящие к фокусу, устанавливаются на разных частотах, собственно именно это обстоятельство и лежит в основе образования фокуса, так как связи на одной частоте образовывали бы однородную сеть, не имеющую центров. Предполагается, что каждая из связей актуализирует из определенной области коры или подкорковых образований свою информацию. В фокусе эта информация может быть использована для построения новой структуры (перекомбинирована определенным образом). Основную функцию фокуса взаимодействия составляет информационный синтез. Идея о фокусах взаимодействия согласуется с представлениями И. Пригожина и Стенгерса о диссипативных структурах, возникающих на основе принципа самоорганизации. Фокусы взаимодействия возникают на основе самоорганизации нейронных групп различной лабильности в процессе обучения, составляя корковое ядро соответствующей психической функции. Вокруг этого жесткого ядра образуется система гибких связей, совокупность которых определяет качественное своеобразие и неповторимость переживаемого психического состояния.

Отражением процесса формирования структур психической реальности является динамика развития способности к структурированию, которая имеет неравномерный характер от 4 до 17 лет, сопровождаясь спадами и подъемами, периодами бурного роста и стабилизации. Считается, что пятилетний период наиболее сензитивный для развития базы для последующего структурного единства. Возраст 8-10 лет связан с развитием внутреннего плана умственных действий. В 11-14 лет наблюдаются наиболее интенсивные изменения показателей структурирования с усложнением структурных связей и роста регуляции.

Происходящие события в объективном мире содержат в себе внутреннюю организацию, распад и воссоединение элементов происходит по определенным законам, отражаясь психической реальностью индивида. Процессы, происходящие в среде (в различных средах) актуализируют организационные порядки психической реальности. Внешняя реальность имеет структуры, часть которых меняется стохастически, а часть периодически закономерно. Индивид заключен в структуру обмена с внешней реальностью, она для него организована. Структура воспринимается, постигается в бесконечной последовательности своих проявлений. Постоянно идет организация индивидуальной психической реальности и циркуляция информации между всеми ее структурами. Первая и самая главная структура самого психического пространства – это пространство «Я» (представление о себе, Самость, осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве). Психическое пространство представляет собой матрицу для инвестиций окружающей реальности; циркулирующей в ней информации. Конструкция его состоит из наследственных предиспозиций и событий раннего детства. Развитие и прогрессивная интеграция пространств не происходит сама по себе, они структурируются в сопровождении аттракторов. Психические пространства связаны с важными событиями жизни индивида (смерть, воспоминания детства и юности).

Пространство имеет функционально-смысловые связи (генетически более древние и более сложные) между элементами и синкретические (частные, вариативные и случайные сцепленные в целостном образе). Пространственная организация содержит в себе константы соотношения вертикально-горизонтальных осей, что позволяет индивиду формировать общую систему пространственных координат, охватывающую любые пространственные объекты, явления и отношения. Пространство связано с актом восприятия, но не сочленяется с ним, его исследование не дает знание о пространстве, оно не является истинной другого (исследующего).Пустота из сенсорных данных составляет дырявое пространство, содержащего разломы (ломаная реальность).

Окружающая реальность (имеющая потенциальную опасность взлома психической реальности индивида), нападает на субъекта, как только она начинает им восприниматься (она не может быть сохраненной), так как угрожающа. С другой стороны окружающая реальность не может полностью быть подвергнута исключению, поэтому она инкорпорируется. Информация (Реальность) захватывает субъекта, она может быть установлена в нем, как блок, укорененной, занимая место в пространстве, предназначенном предоставлять свободу действия, и эта свобода оказывается вытесненной. Она может находить выход в виде проекции (галлюцинации и др.). Ее (образ как трехмерный объект), модель становится частью субъекта и заключен в нем.

Функциональные системы организма реагируют не на абсолютные величины материальных воздействий окружающего мира, а на их отношения, на заключенную в них упорядоченность, что представляет собой не что иное как - информация. Информация (воздействующий паттерн), «воспринимается» как продукт отражения функциональной структуры отражаемого объекта (информация способна переходить из одного состояния в другое, ибо ничто не исчезает без следа) (она всегда структурирована, является носителем поляризованных составляющих). Энергия внешнего раздражения трансформируется в частотно-модулированные процессы представляющие собой код пространственно-временной структуры объектов. Взаимная связь кодов различных модальностей – вклад в создание психических структур (Артемьева Е.Ю., 1999). В каждый момент времени извлекается информация, в результате функциональная система изменяется (в результате внутреннего преобразования). Изменения служат в свою очередь фактором саморегуляции и управления для сохранения качественной определенности. Неопределенность является стресс фактором. Для удовлетворительного функционирования необходим известный уровень, диапазон определенности, известной степени «порядка» в окружающем мире (у больных с психическими нарушениями наблюдается особая чувствительность к нарушению «порядка» в окружающем их мире).