Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 100 из 267)

'Фридрих Ницше (1844—1900), философ, вначале находившийся под влиянием Шопен-

гауэра и Рихарда Вагнера, позднее разработавший собственное метафизическое учение о воле к власти. Соч.: Человеческое, слишком человеческое, 1878; Веселая наука, 1882; Так говорил Заратустра, 1883—1891; Генеалогия морали, 1887.

6 О связи Шопенгауэра с Фрейдом см.: Ellenberger 1970, 296 и приведенную там библиографию.

О связи Ницше с Фрейдом см.: Л. Клагес, Психологические достижения Ницше, 1926; Г. Ф. Элленбергер (Ellenberger 1973, 376) (см. также статьи об Адлере и индивидуальной психологии в т. IV).

7 Шибболет (евр. «колос», Кн. Судей, XII, 6) — в переносном смысле означает «особенность», «отличие».

8 Основной биогенетический закон сформулирован биологом Э. Геккелем (1834—1919). Согласно этому закону, в истории индивидуального развития (онтогенезе) просматривается повторенная в сокращенном виде история развития вида (филогенез). Справедливость этого закона с самого начала оспаривалась, и современные биологи большей частью не признают его.

9 Альфред Адлер (1870—1937), ученик Фрейда, в дальнейшем отошел от него и создал собственную теорию, названную им «индивидуальная психология».

10Карен Хорни (1885-1952), ученица Абрахама. В 1932 году эмигрировала в США и возглавляла там Американский институт психоанализа.

11 Эрих Фромм (1900-1980), социолог, испытавший влияние психоанализа. Вместе с Вильгельмом Райхом сделал первую попытку соединить психоанализ с теорией общества (марксизмом).

12 X. Шульц-Хенке (1892-1953), врач-психотерапевт, представитель германского неопсихоанализа (см. также о нем статью в т. III).

13 Французский психоаналитик Жак Лакан и его школа попытались по-новому истолковать бессознательное. Лакан, испытавший влияние французского структурализма, исходит при этом из глубинной связи между речью и бессознательным. Ср. X. Ланг, Язык и бессознательное, 1973 (см. также статью Р. и И. Баранде в т. II).

Частное подтверждение бессознательной и невербальной коммуникации между врачом и больным обнаружил В. Фуррер. Рисунки, которые врач и больной делают независимо друг от друга, обладают явным сходством. W. Furrer: Neue Wege zum Unbewußten. Bern 1970; его же: Unbewußte Kommunikation zwischen Arzt und Pazient, Image Roche № 51, 1972.

287

ЛИТЕРАТУРА

Atkinson, J. J.: Primal Law. London 1903

Ellenberger, H. R: The Discovery of the Unconscious. New York: Basic Books 1970

Freud, S.: Studien über Hysterie (1895). G.WI Die Traumdeutung (1900). G. W. II/III Über Psychoanalyse (1910). G. W VIII Totem und Tabu (1913). G. W. IX Das Unbewußte (1915). G. W. X

Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1916-1917). G.WXI

Eine Schwierigkeit der Psychoanalyse (1917). G. W. XII

Aus der Geschichte einer infantilen Neurose (1918). G. W. XII

Das Ich und das Es (1923). G. W XIII «Psychoanalyse» und «Libidotheorie» (1923). G. W. XIII

Der Mann Moses und die monotheistische Religion (1937). G. W. XVI

Mann, Th.: Die Stellung Freuds in der modernen Geistesgeschichte. Die Psychoanalytische Bewegung, 1929,1,32

Smith, W. R.: Lectures on the Religion of the Semites, London 1907

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Brinkmann, D.: Probleme der Unbewußten. Zürich, Leipzig 1943

Leclaire, S.: Der psychoanalytische Prozeß. Freiburg i. Br.: Walter 1971

Macintyre, A. C: Das Unbewußte. Eine Begriffsanalyse. Frankfurt/M.: Suhrkamp 1968

Schur, M.: Das Es und die Regulationsprinzipien des psychischen Geschehens. Frankfurt/M. 1973

Wyss, D: Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfängen bis zur Gegenwart. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht 1965


ВЫТЕСНЕНИЕ И ДРУГИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Вольфганг Шмидбауэр

НЕЧТО СРЕДНЕЕ МЕЖДУ ИЗБЕГАНИЕМ И ОСУЖДЕНИЕМ

Если внешние раздражители угрожают жизни организма, он пытается избежать их. Взрослый человек посредством осознанного суждения способен защититься от инстинктивных желаний, которые окружающие осуждают или карают. Ребенок порой этого сделать не может. Его душевные функции еще не справляются со столь тяжелой работой, а способность сознательно управлять своим поведением почти не развита. В раннем детстве решающую роль в защите неокрепшего Я человека (то есть системы контроля за поведением) должна взять на себя первичная группа, прежде всего родители. Если ребенок замечает при этом, что какие-то его инстинктивные желания, — скажем сексуального характера, — кто-то из воспитателей первичной группы отвергает, то сам он еще не в силах сознательно осудить эти желания, ибо границы его Я пока нечеткие, проницаемые. Он научится делать это лишь когда его Я обретет стойкость и он будет уверен, что другие не заметят происходящего в глубине его души.

В этой ситуации, то есть когда слабое Я готово вот-вот уступить предосудительным желаниям, человек прибегает к вытеснению, которое представляет собой, как выразился Фрейд «нечто среднее между избеганием и осуждением» (X, 248). Разумеется, его замечание, что до эпохи психоаналитических исследований вытеснения никто не замечал, верно лишь отчасти. В действительности уже педагог Иоганн Гербарт (1776—1841) употреблял слова «вытеснить» и «вытеснение». Он писал о борьбе представлений, в которой сильнейшее вытесняет слабейшее, но, понятно, не уточнил, каковы побудительные причины (мотивы) этих процессов. По-видимому, Фридрих Ницше («По ту сторону добра и зла». — Ред.) первым показал, как происходит вытеснение, не употребляя, правда, этого термина: «"Я это сделал", — говорит моя память. "Ты не мог этого сделать", — говорит моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает» (VIII, 95). Тут источником мотивации для вытеснения служит Я-идеал (см. статью Д. Айке о Сверх-Я в этом томе).

Процесс вытеснения впервые тщательно изучил и описал Фрейд. В работе «Об истории психоаналитического движения» он назвал учение о вытеснении «краеугольным камнем, на коем покоится здание психоанализа» (X, 54). Говоря о вытеснении в узком смысле, имеют в виду душевный процесс, посредством которого человек пытается представления (мысли, образы, воспоминания), связанные с влечением, сделать бессознательными или лее воздержаться от их осознания. Эти дериваты влечений вытесняются, когда человек не может осудить их — либо оттого, что его Я слишком слабо (в детском возрасте), либо оттого, что цензура, действуя через Сверх-Я или Я-идеал, не позволяет сознанию переработать соответствующие представления.

289

ПЕРВИЧНОЕ ВЫТЕСНЕНИЕ, ФИКСАЦИЯ И «ПОСЛЕВЫТЕСНЕНИБ»

Суть вытеснения в том, что душевные процессы никуда не исчезают, хотя и не становятся достоянием сознания. Поскольку само влечение, строго говоря, вытеснить нельзя, ибо оно выражает потребности, внутренне присущие организму, и вытесняются только его «репрезентанты», то есть связанные с ним представления и фантазии, то это «первичное вытеснение» касается лишь такого рода «репрезентантов» 1. Оно продолжает действовать в бессознательном и постоянно выявляет новые связи, которые постигает та же участь. Поскольку в бессознательном вытесненные репрезентанты влечений могут развиваться беспрепятственно, их выражение приобретает порой крайние формы, свидетельствующие об исключительной силе влечений.

В процессе психоаналитического лечения благодаря методу свободных ассоциаций пациент постоянно продуцирует «дериваты вытесненного» (X, 252), которые пропускаются цензурой в сознание из-за их несходства с вызывающими защиту репрезентантами влечений или вследствие их искажения. Невротические симптомы Фрейд также считает дериватами вытесненного, которое, стремясь выйти наружу, использует и такой путь.

Следствием первичного вытеснения является фиксация. Влечение и его исходные детские репрезентанты сохраняют между собой связь и пребывают в бессознательном, пока не прекратится вытеснение. В качестве примеров того, как Фрейд понимал вытеснение, покажем его связь с тремя основными психоневрозами.

1. При истерии страха, например зоофобии, вытесняется либидинозная фиксация по отношению к отцу. Отец исчез в сознании как объект либидо, и его место заняло животное, перед которым больная испытывала инстинктивный страх. Этот страх — как бы сигнал тревоги для Я, чтобы Я могло защититься от репрезентантов соответствующего влечения и связанных с ним представлений. Животное представляет собой приемлемый для цензуры искаженный образ отца. Важно то, что вытеснение осуществляет здесь свое биологическое назначение весьма несовершенным образом. Вытеснение не может устранить неудовольствие, оно лишь подменяет первичные репрезентанты влечения другими представлениями.

2. При конверсионной истерии (см. статью А. Грина) вытесняется аффект. Репрезентанты влечения полностью выводятся из сознания, а формой их замещения является конверсионный симптом, например паралич. Конверсионная истерия, как отмечал еще Шарко, может протекать при «belle indifference» [полное безразличие (фр.). Ред.], то есть без страха. Здесь, в отличие от истерии страха, процесс вытеснения заключается прежде всего в образовании симптома. Для его поддержания постоянное «дальнейшее вытеснение» не требуется.

3. Наконец, неврозы навязчивых состояний (см. статью П. Куттера) чаще всего связаны с подавленной враждебностью к лицу, ухаживающему за ребенком, — матери, отцу и т.д. Здесь симптомом служит изменение Я, выражающееся в повышенной добросовестности, обусловленной, вероятно, двойственным характером вытесненных импульсов, которые требуют пристального наблюдения за деятельностью Я. При этом первичная амбивалентность переносится на незначительные мелочи, которым теперь уделяется чрезмерное внимание. Здесь изменению Я сопутствует порой формирование определенной реакции на бессознательный импульс (например, вытеснив стремление зарезать собственную мать, человек начинает избегать острых предметов).

290

ВЫТЕСНЕНИЕ И ЗАЩИТА

В ранних сочинениях Фрейда, среди которых важнейшее место занимает «Толкование сновидений» (1900), термины «вытеснение» и «защита» еще повсеместно употребляются как синонимы. Правда, «защита» используется обычно в более общем значении, включая конверсию аффектов при истерии (см. «Защитные невро-психозы», 1894) и их смещение (или транспозицию) при неврозах навязчивых состояний. В 1905 году Фрейд прямо заявляет, что с начала века он начал использовать в своих работах термин «вытеснение» вместо термина «защита», сохранив при этом такие выражения, как «защитная борьба».