Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 253 из 267)

Кроме того, у гомосексуалистов часто можно констатировать, что они одновременно страдают и другими сексуальными отклонениями, такими, как фетишизм, трансвестизм, так называемый транссексуализм, сексуальный мазохизм и сексуальный садизм.

Хотя внешне всякий раз сохраняется видимость адекватного поведения, неизменно присутствует экстремальный конфликт, грозящий разрушить это хрупкое равновесие. В клинической практике было показано, что все гомосексуалисты-мужчины парадоксальным образом томятся желанием стать мужчиной, а не — как полагали раньше — превратиться в женщину. Они надеются в гомосексуальном акте через идентификацию со своим партнером-мужчиной обрести «заряд» мужественности от его тела и его пениса.

739

Этиологические теории и психические механизмы

Гомосексуализм не является врожденным, он не определяется деятельностью желез и не обусловливается генетически хромосомами; он возникает в результате нарушения семейной констелляции, которое воздействует на ребенка таким образом, что вызывает интенсивные страхи. Как следствие этих страхов не может сформироваться адекватная половая идентификация, и эдипов конфликт (см. статью А. Холдера) остается непреодоленным. Это ведет к задержке психосексуального развития.

Эти выводы различным образом доказаны многочисленными клиническими наблюдениями в ходе психотерапевтического лечения гомосексуалистов. Мы не думаем, что гомосексуалисты, приходящие на лечение, представляют особую группу или нерепрезентативную часть. Утверждение, будто лечиться желают исключительно «больные» гомосексуалисты, в корне неверно, так как многие из наших пациентов принадлежат к числу тех, кто ранее вслух насмехался над предложением лечиться и отстаивал свое исконное право прокламировать «нормальность» гомосексуализма. К числу пациентов принадлежат и те, кто ранее был вполне доволен своей жизнью, пока она не была потрясена внутренним или внешним кризисом (Socarides 1973b).

Исследовательская комиссия «Общества медицинского психоанализа» показала, что основной паттерн сексуального поведения взрослых можно объяснить последствиями адаптации к жизненному опыту и, кроме того, биологически обусловленной диспозицией к гетеросексуальности. Результаты работы этой комиссии, опубликованные Бибером и др. в книге «Гомосексуализм: психоаналитическое исследование», подтверждают наши выводы. В этой связи мы хотели бы сослаться на работу Хаттерера (Härterer 1971), в которой использовались анкеты, магнитофонные записи и психотерапевтические интервью, на Сокаридеса, в деталях представившего восемь случаев мужского и женского гомосексуализма, и на клинические сообщения многих других опытных ученых.

Основной целью исследовательской группы Бибера было собрать информацию о выборке пациентов, достаточно большой, чтобы провести статистическую обработку данных и вместе с тем собрать как можно больше индивидуальной информации, чтобы в конечном счете можно было прийти к надежным клиническим заключениям относительно исследуемых случаев.

Эта работа, проведенная восемью психоаналитиками, одним социальным психологом и одним клиническим психологом, представляет собой систематическое исследование 106 мркчин-гомосексуалистов и ЮОмркчин-гетеросексуалистов, прошедших лечение у 82 членов «Общества медицинского психоанализа» (Нью-Йорк). Индивидуальные данные, полученные на этом этапе исследования, авторы подвергли сравнительному клиническому и статистическому анализу. Из пациентов-гомосексуалистов, подвергшихся терапии, 60 человек имели менее двухсот часов анализа, а 46 человек прошли 200-часовой курс. В контрольной группе пациентов-гетеросексуалистов 40 человек имели менее двухсот часов и 60 человек как минимум двести часов терапии.

Согласно этому отчету основной чертой в поведении матерей гомосексуалистов была необычная близость с сыновьями. Влияние этих матерей на сыновей выражалось в привязывании их к себе, с одной стороны, путем всяческого предпочтения и обольщения, с другой — путем чрезмерного контроля. Во многих случаях сын являлся самым важным человеком в жизни матери, становясь главным объектом для инвестиции либидо вместо мрка. Эти результаты согласуются с теми, что были получены другими психоаналитиками и психиатрами при психотерапевтическом лечении пациентов-гомосексуалистов. Поэтому мать гомосексуалиста представала чрезмерно обольстительной и подавляющей. Сын часто производил впечатление, что он узурпировал положение отца и поэтому чувствовал перед ним неловкость и стыд.

740

Результат исследования группы Бибера, а именно констатация серьезнейшего дефицита отношений между отцом и сыном, в точности совпадает с клиническими данными у наших членов «Task-Force», где были выявлены равнодушие, отвержение и враждебность со стороны отца, а также взаимные враждебные чувства между отцом и сыном. Эти отношения между отцом и сыном в основных чертах явно отличались от тех, что царили в отношениях между матерями и их сыновьями-гомосексуалистами, где на переднем плане выступала теснейшая близость. При явном равнодушии и враждебности как основной черты отношений между отцом и сыном-гомосексуалистом контакты отца с сыном были нерегулярными, что сигнализировало о страхе отца сблизиться с собственной семьей.

В формировании гомосексуальности чрезвычайную роль играет страх кастрации. Это, однако, является неспецифическим фактором, который встречается также у невротиков и у других типов людей с отклонениями в сексуальном развитии. В случае мужского гомосексуализма ненавистный соперник может трансформироваться в объект любви, в отличие от параноика, у которого мужской объект желания становится преследователем.

По мнению Анны Фрейд, стремление к мужской идентичности через идентификацию в сексуальном контакте с партнером того же пола является важным фактором гомосексуального поведения (А. Freud 1954).

Быховски, исследовавший многих гомосексуалистов и обнаруживший сходство психической структуры между ними и шизофрениками, в частности в «инфантилизме либидинозной организации и в некоторых примитивных чертах Я» (Bycrvowsld 1945), привел доказательства возникновения причин гомосексуальности в жизненном опыте. Границам Я гомосексуалиста не хватает прочности; это приводит к расплывчатости идентификаций. Выражаясь иначе, можно сказать: особая слабость гомосексуального Я основана на его нарциссической диспозиции. Оно фиксировано на ступени, предшествующей образованию разграниченного Я. Эта диспозиция порождает склонность цепляться за разных людей, которая опять-таки основывается на переживании отвержения в раннем детстве или, иначе говоря, на нарцис-сическом выборе объекта. Такая зависимость является выражением чувства слабости; нарциссический выбор объекта свидетельствует о гиперкатексисе себя самого вместо объектов. В результате нарциссического гиперкатексиса психического и физического Я возникает склонность к ипохондрии и переоценке фантазий. Этим, возможно, объясняется недостаточная толерантность к фрустрации у гомосексуалистов. То есть гомосексуалист зависит от инфантильных привязанностей, позволяющих сохранить собственные завышенные представления о себе.

Многие исследователи сообщают, что большинство случаев гомосексуализма основано на определенной психологической структуре. Тесная связь, страх и чувства вины в отношениях мальчика с матерью вызывают определенные психические изменения. Это является решением не через истинное отделение, а через вычленение некоторой части инфантильной сексуальности, в результате чего для Я становится важным догенитальное удовольствие, а остальная сексуальность подвергается вытеснению. В этом состоит основной механизм развития гомосексуальной перверсии, названный в честь известного аналитика механизмом Ганса Захса (Sachs 1923).

К другим механизмам, распространенным при гомосексуализме, относится, например, отождествление груди и пениса, когда гомосексуалист воспринимает пенис партнера как замену материнской груди. Тем самым он может уберечься от позитивного эдипова комплекса, что необходимо ему из-за его привязанности к матери и ненависти к отцу, и от карающих, агрессивно-деструктивных побуждений в отношении тела матери. Еще одним механизмом является психический мазохизм. Встречаются также эротизация страха и имеющая огромное значение идентификация с партнером-мужчиной в половом акте.

741

В моей книге «Открытый гомосексуалист» я подробно описывал свойственную всем гомосексуалистам неспособность осуществить переход от единства матери и ребенка в раннем детстве к индивидуации (теория доэдиповой этиологии, Socarides 1968b). В результате у гомосексуалистов происходит частичная фиксация и одновременно возникает тенденция к регрессии к ранним отношениям между матерью и ребенком. Это переживается гомосексуалистом как угроза собственного уничтожения и проявляется как утрата границ Я и чувство отсутствия целостности. Этот пункт был подтвержден многочисленными случаями облигатных гомосексуальных пациентов, проходивших у меня психоанализ.

Предположение, что гомосексуализм возникает в результате жизненных переживаний, означает, что гетеросексуальность и гетеросексуальная объектная любовь возможны, если благодаря соответствующим психологическим мерам устранен страх, приведший вначале к сдерживанию развития, а затем к появлению гомосексуальности. Это подтверждено примерно в 33— 50 % случаев, когда пациенты были мотивированы подвергнуться психотерапевтическому лечению и стремились измениться (Bieber et al. 1962; Ellis 1956; Klein 1946; Socarides 1969b).