Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 73 из 267)

После выхода в свет биографии было найдено и опубликовано много неизвестного и важного материала, задающего новые направления в понимании Фрейда. Однако ни в одной из этих более поздних биографий не были обнаружены какие-либо серьезные неточности Джонса, за исключением работы Макса Шура, показавшего, что сердечная недостаточность у Фрейда была связана не с неврозом, как утверждает Джонс, а прежде всего с органическими нарушениями. В корректировке нркдается также оценка рили еврейского происхождения Фрейда (Robert 1974) и причин возникшего у Фрейда в конце его жизни интереса к парапсихологии (Mischo 1963). В остальном же биография, написанная Джонсом, и поныне остается самым значительным возвышением на литературном ландшафте, оставляя внизу частные исследования и воспоминания родственников, учеников и пациентов, которые еще будут рассматриваться в дальнейшем.

В 1956 году, к столетию со дня рождения Фрейда, появились работы Людвига Маркузе и Александра Метте с кратким изложением истории его жизни и деятельности, столь же различные по стилю и построению, как и позиции их авторов.

Писатель и философ Маркузе в своем сочинении «Зигмунд Фрейд: его образ человека» говорит о Фрейде прежде всего как о писателе и философе (каковыми тот невольно — впрочем, однажды он даже говорил, что хотел бы написать ро-

213

ман — являлся; Witteis 1924, 13). Книга начинается с указания на то, что Фрейд родился в том же 1856 году, в котором тремя месяцами раньше скончался Генрих Гейне: «Жизни обоих напоминают две очень близкие вариации на одну тему»; автор говорит даже о «переселении душ» (Marcuse 1956).

Как и любой другой врач, живший в социалистической Германии, Метте считал себя обязанным комментировать Фрейда с марксистских позиций; совершенно очевидно, что его книга была опубликована в стране, в которой отношение к психоанализу, мягко говоря, было сдержанное. Более объективно взгляды Фрейда на общество изложены Дэвидом Рисманом (Riesman 1954) и Полом Розеном (Roazen 1968).

Б 1959 году вышли в свет еще две биографии, вернее сказать, попытки биографического описания. Американкой Рэчел Бейкер на основе имевшихся в ее распоряжении материалов (работы Джонса и опубликованного в 1950 году нового важного источника — переписки Фрейда с Вильгельмом Флиссом, который на протяжении многих лет являлся его близким другом) был написан своего рода биографический роман, который мы упоминаем здесь лишь полноты ради.

Гораздо более серьезной является работа Эриха Фромма «Миссия Зигмунда Фрейда» (Fromm 1959). Обсркдение идей Фрейда стало для Фромма, который и сам был аналитиком, как бы научным расчетом с психоанализом, подобным тому, что был проделан Виттельсом после временного разрыва с Фрейдом и выхода из его объединения. Фромм также поначалу был «ортодоксальным фрейдистом». Родившийся в 1900 году во Франкфурте-на-Майне, он после получения образования работал врачом и аналитиком сначала в Берлине, затем во Франкфуртском психоаналитическом институте. С 1934 года Фромм жил в США, где постепенно приобщился к культурной антропологии и социальной психологии. С этих новых позиций он пересмотрел свой взгляд на психоанализ и стал приверженцем так называемого неопсихоанализа (см. статью Г. Хржановски в т. III), в котором основной акцент делается на детерминации человека культурой и обществом, а не влечениями.

После завершения работы над книгой в распоряжении Фромма оказался опубликованный незадолго до этого новый источник материалов о жизни Фрейда — «Письма 1873—1939 годов». К сожалению, Фромм использовал его главным образом лишь для того, чтобы более детально, чем его предшественники (в том числе и Джонс), рассмотреть отношение Фрейда к своей матери, к жене и вообще к женщинам (нужно заметить, что книга и исследование жизни Фрейда в целом могли бы только выиграть, если бы эта тема обсуждалась еще более подробно). Общее же впечатление от книги таково, что Фрейд как «предмет исследования» в гораздо большей мере служил автору для изложения своей новой психотерапевтической и мировоззренческой позиции, нежели для объективного описания жизни и деятельности самого Фрейда. Это относится и к тезису Фромма о том, что Фрейд был «реформатором мира и миссионером», стоял у истоков новой (психоаналитической) квази-религиозной секты (главы VII—VIII), что является, выражаясь языком психоаналитиков, «сверхинтерпретацией».

Марисе Шойси, издатель французского ежемесячного психологического журнала «Псюхе» и одно время президент Французского психоаналитического объединения, свою небольшую книжку «Зигмунд Фрейд: новая оценка» (Choisy 1963) начинает с объяснения в любви: «Мое сердце не билось даже от чувства влюбленности так сильно, как в тот день, когда я поднималась по Берггассе». В тот день она впервые пришла к Фрейду, что стало началом ее собственного анализа и психоаналитического обучения. Вначале Фрейд разочаровал ее («Обратила бы я на него внимание в толпе людей? Он выглядит так, как будто у него характер бульдога, а сам он совершенный чудак»), но затем Фрейд прямо-таки подавил ее своей личностью: «Да, это Фрейд, с таким красивым выпуклым лбом, таким благородным

214

лбом, который, кажется, не имеет границ. Взгляд его темных, лучистых глаз как будто пронизывает твое бренное тело. Сила, которая струится из них, орошает тебя подобно святой росе...» (там же, 3). Марисе Шойси вспоминает, что Фрейд просил ее принести ему свои сочинения, и замечает по этому поводу: «Прежний мой аналитик никогда не проявлял интереса к моей литературной работе. У него не было времени для чтения прозы, у Фрейда же — напротив...»

Марисе Шойси в ее «новой оценке» Фрейда занимают прежде всего философский и религиозный вопросы, которые отражены в главах «Страх смерти», «По ту сторону влечения к смерти» и «Моисей». Стиль изложения афористический, свободно-ассоциативный, в качестве поводов для размышления берутся личные высказывания Фрейда. В заключительной главе «Изобретатель и инвентарь» (непереводимая игра слов, по-английски звучащих: «Inventors and Inventories») речь идет о творческом потенциале Фрейда; несколькими годами позже эту тему вновь поднимает и обсуждает, но уже гораздо более систематически в «Таланте и гении» Курт Р. Эйсслер (Eissler 1971). Книгу госпожи Шойси следует рассматривать не столько как биографию, сколько как одну из попыток использовать пример сильной личности в качестве центра для рефлексии собственных размышлений.

Опять-таки попыткой совершенно иного рода является книга одного из учеников Рудольфа Штейнера, врача Карла Кёнига «Судьбы Зигмунда Фрейда и Иозефа Брейера» (König 1962), в которой он использует биографическое описание, сравнивая Фрейда и Рудольфа Штейнера, психоаналитический и антропософский взгляды на человека. Эта работа заслуживает внимания еще и потому, что в одной из глав дается краткое описание жизни Йозефа Брейера — фрейдовского наставника и друга. Автор пишет о Фрейде как о первооткрывателе в науке, как о выдающемся мыслителе, но по-человечески предпочтение отдает Брейеру. Здесь не место для того, чтобы детально останавливаться на человеческих качествах Фрейда, об этом много сказано Бруно Гёцем, многочисленные подробности можно найти также у Эйсслера. Кёниг, очевидно, не знал, что даже в те годы, когда Фрейд испытывал значительные финансовые трудности, он находил возможность помогать своим ученикам Отто Ранку и Теодору Райку, — по всей видимости, автор просто был недостаточно информирован на эту тему. В целом же книга, при всей краткости изложения, содержит целый ряд интересных идей и сравнений.

В 1964 году Марте Робер опубликовала свое исследование «Психоаналитическая революция», в котором жизнь и творчество Фрейда рассматриваются как нерасторжимое единство. Автор, профессор германистики в Сорбонне, получила известность благодаря исследованиям Кафки и других писателей, а также переводам на французский язык произведений Кафки, Гёте и Ницше. Несмотря на краткость биографии, написанной Робер, по сравнению с биографией Джонса, она имеет перед ней ряд преимуществ. Первое из них состоит в том, что Робер не была обременена опытом личных отношений с Фрейдом, не являлась психоаналитиком и поэтому могла оставаться нейтральной (насколько это вообще возможно в данном вопросе). Второе преимущество состоит в том, что более краткое, чем у Джонса, изложение и связанная с этим насыщенность содержания, позволила автору сделать более наглядной важную взаимосвязь между процессом развития Фрейда как личности и становлением основанной им науки. Немаловажное значение имеет и то, что автор видит Фрейда глазами женщины. Ее описание отличается от других биографий, написанных женщинами (Панер и Бейкер), не только более основательным знанием предмета, но и тем, что, как германист, она совершенно иначе подходит к работе, чем, например, Марисе Шойси, которая, будучи аналитиком, не избежала предвзятости. На наш взгляд, «Психоаналитическая революция» является на сегодняшний день самой удачной биографией для непосвященного читателя;

215

именно ей, пожалуй, следует отдать предпочтение для первого ознакомления с личностью и творчеством Фрейда, а не сокращенному, например, варианту биогра- I фии Джонса (Jones 1969). Но тот, кто стремится к более серьезному знакомству с основателем психоанализа, должен все же обратиться к трехтомнику Джонса и специальной литературе.

«Краткая биография» Джованни Костигана (Costigan 1965), опирающаяся главным образом на работу Джонса и переписку, не несет никакой новой информации, в ней нет даже попытки по-новому оценить или изложить имеющийся материал. По сути, она представляет собой реферат биографии Джонса, в который добавлена разного рода «картотечная информация». Широкой публике, наверное, интересно узнать, что газета «Chicago-Tribune» предложила. Фрейду гонорар в размере 25 000 долларов, если он прибудет в США и за день даст «психоаналитическую интерпретацию» одного сенсационного убийства, но из того, что Фрейд от такого предложения отказался, мы не узнаем ничего нового о его личных качествах.