Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 142 из 267)

Первое аутоэротическое действие — сосание пальца новорожденным рассматривалось как еще не связанное с объектом. Поэтому некоторое время использовался термин «аутоэротическая фаза». Таблица, составленная Абрахамом в 1924 году, отображает развитие человека в аспекте концепции либидо. В ней учтены, по терминологии Фрейда, превращения либидо с точки зрения сексуальной цели и сексуального объекта.

Стадии организации Стадии развития

либидо объектной любви

VI Окончательная Объектная любовь (послеамбивалентная)

генитальная стадия

V Ранняя генитальная Объектная любовь без

(фаллическая) стадия участия гениталий (амбивалентная)

IV Поздняя анально- Парциальная любовь садистская стадия (амбивалентная)

III Ранняя анально- Парциальная любовь с

садистская стадия поглощением объекта (амбивалентная)

II Поздняя оральная Нарциссизм. Полное

(каннибальская) стадия поглощение объекта (амбивалентная)

I Ранняя оральная Аутоэротизм (безобъект- (доамбивалентная)

(сосунковая) стадия ный)

Шпиц (Spitz 1954), основываясь на экспериментальных исследованиях младенцев, выделил безобъектную стадию, предварительную объектную стадию, объект-предшественник и, в качестве полноценного объекта, мать с ее аффективными установками.

Нагера (Nagera 1964) отделил — в полном в соответствии с классификацией Абрахама — аутоэротическую фазу от аутоэротических действий в фазе первичного

408

нарциссизма. В аутоэротическои фазе связь с биологической сферой пока еще гораздо теснее, чем в фазе первичного нарциссизма, в которой пробуждается самосознание. В этой фазе аутоэротизм проявляется разве что в виде напряжения и разрядки. И только в третьей фазе становятся возможными действительные объектные отношения. Здесь роль аутоэротическои активности вновь меняется. Новый уровень характеризуется появлением относящейся к объектам жизни в фантазии, которая присоединяется теперь к аутоэротическои деятельности.

Балли (Bally 1958), критикуя Фрейда, указал на то, что там, где Фрейд говорит о возможных отношениях ребенка с окружающими, он использует для обозначения партнера выражение «чужеродный объект». Кроме того, он склонен сводить этот объект к раздражителям, а именно к раздражителям из внешнего мира. Таким образом, феномен любви и желания заранее сводится к двум принципам — «внутреннему», влечению, и «внешнему», то есть объекту, на который оно направлено. Поэтому он исходит из акта сосания, а не из отношения младенца к матери. И даже выводя его опыт из сосания материнской груди, тем не менее он избегает говорить о матери. Тем самым Фрейд редуцирует роль матери на первой фазе развития, которую он называет оральной, к доставляющей возбуждение материнской груди и пренебрегает ради ясности своего методического принципа обилием влияний, исходящим от нее уже с первого дня жизни ребенка.

Достаточно вспомнить здесь об атмосфере, которая задается аффективными установками матери и передается ребенку через кожу, мускулатуру, глаза и уши (ср. также концепцию Римана предоральной фазы [Riemann 1970] ).

Если попытаться осмыслить группу аутоэротических явлений с антропологической точки зрения, то их можно объяснить избыточностью импульса (Gehlen 1941; Scheler 1928; Seidel 1927). Согласно данной модели, именно эта избыточность импульса энергетически обусловливает бурную активность человека, а в форме сублимации его надбиологическую духовную инициативность и предприимчивость. А. Дюрссен (Dührssen 1954), связавшая друг с другом аспекты психологии развития и глубинной психологии, использовала этот термин при описании биологического созревания отдельных функций и указала на то, что спонтанная активность и избыточность импульса отнюдь не совпадают со способностью к упорядоченным скоординированным движениям и не тождественны духовной активности. Человек с прекрасной моторикой может быть пассивен в своих движениях и планах, и наоборот, эретический идиот является ярким примером того, что может существовать аморфное стремление к разрядке при полном отсутствии плодотворности. При переносе на отношения при аутоэротических действиях это означает необходимость учитывать индивидуальный спектр возможных видов игры и их

интенсивности.

Кроме того, следует иметь в виду специфическое для каждый фазы развитие индивида, если рассматривать его в продольном срезе. С психоаналитической точки зрения это сделала Анна Фрейд, показавшая путь от аутоэротики к игрушке и от игры к труду: «1. Первой игрой младенца является поиск удовольствия с помощью рта, пальцев, поверхности кожи, от визуальных впечатлений и т.д. Поиск удовольствия происходит или на собственном теле (аутоэротика) или на теле матери (во время или после кормления), причем то и другое воспринимается одинаково. 2. В качестве заменителя для материнского или собственного тела подключается "переходный объект" (Winnicott 1953), обычно какой-нибудь мягкий предмет — пеленка или подушка, покрывало или плюшевый мишка, то есть первая игрушка, которая катектируется смешанным нарциссическим и объектным либидо. 3. Пристрастие смещается с "переходного объекта" как такового на всю категорию подобных игрушек, то есть обычно на игрушечных животных, которые

409

служат символическими объектами и, катектированные либидо и агрессией, предоставляют для детской амбивалентности самые полные возможности выражения. 4. Увлечение игрушечными животными постепенно отходит на задний план и сохраняет свое значение лишь вечером в постели как вспомогательное средство для засыпания, когда "переходный объект" в силу своего двойного катексиса (нарциссичес-кого и направленного на объект) обеспечивает переход от активного интереса К внешнему миру к отходу ко сну. 5. В пятой фазе удовольствие, связанное с игрой, постепенно замещается радостью от успеха в деятельности, то есть — в терминах академической психологии — удовольствием от решения задачи, "готовностью к труду", которая считается предпосылкой готовности ребенка к школе (Ch. Bühler 1935; Danziger 1934)... В конце этого развития и в связи с ним обнаруживается множество других занятий, имеющих немалое значение для формирования личности, таких например, как мечтания, подвижные игры, спорт и хобби...» (А. Freud, нем. изд. 1968, 81-84).

При комплексности раскрытия общего мотивационного потенциала не удивительно, что в отдельных случаях более зрелые виды деятельности сосуществуют с остатками инфантильного поведения. Так, еще в 1916 году Абрахам описал «наряду с небольшим количеством ярких случаев гораздо большее число людей, которым постоянно приходится отдавать определенную дань зоне своего рта, но это не приводит у них к образованию тяжелых невротических симптомов. Такие люди, к примеру, умелы и продуктивны в своей работе — они способны с успехом сублимировать часть своего либидо, — однако их аутоэротизм предписывает им условия, от выполнения которых зависят их достижения. Подобным же образом некоторые люди лишь тогда способны интенсивно о чем-то думать, если при этом держат палец во рту, кусают ногти или грызут ручку. Другие же при интенсивной работе должны кусать губы или их облизывать. Их аутоэротизм позволяет им непрерывно выполнять работу только тогда, когда они одновременно получают определенную степень удовлетворения» (Abraham 1916, 103).

А. Балинт изучал связь между аутоэротическими и объектными действиями и их взаимной обусловленностью: «Мы знаем, что аутоэротика изначальна. Ее важнейшим признаком с точки зрения адаптации к реальности является в значительной степени независимость от внешнего мира. Ребенку нет нужды обучаться ауто-эротическим действиям и для их осуществления не требуется содействие со стороны окружения; хотя они могут быть нарушены или затруднены извне. Но они не являются независимыми от внутренних процессов. Как известно, отдельные аутоэротические действия могут заменять друг друга, если по какой-либо причине тот или иной способ отвода становится невозможным. Также и прекращение инстинктивной взаимонаправленности матери и ребенка влияет на аутоэротичес-кую функцию. Более того, можно даже сказать, что только здесь впервые проявляется ее психологическая действенность. В последующий период, когда относительно сильно ощущается недостаток любви, аутоэротика приобретает значение замещающего удовлетворения. Таким образом она становится биологической основой вторичного нарциссизма, психологической предпосылкой которого является идентификация с вероломным объектом. Чем раньше исчезает гармония младенческой жизни, тем раньше аутоэротика приобретает эту роль в душевной жизни человека. Вопреки мнению многих психоаналитиков, я не думаю, что здесь речь идет о регрессии на аутоэротическую стадию, но дело представляется мне таким образом, что аутоэротика и архаическая связанность с матерью одновременно являются существующими рядом друг с другом, друг друга уравновешивающими и тем не менее изначально разными факторами, отличие которых становится очевидным только при нарушении исходной гармонии. Поэтому, на мой взгляд,

410

не существует такой фазы в жизни, где царила бы исключительно аутоэротика. Если необходимая степень удовлетворения со стороны объектного мира не достигается, человеку в качестве механизма утешения приходит на помощь аутоэротика. Если же лишения не столь велики, то все происходит без слишком большого шума. Однако перегрузка аутоэротической функции тотчас дает о себе знать в болезненных явлениях: аутоэротическая деятельность перерождается в манию. Но и наоборот, мы можем наблюдать, что чересчур успешное воспитательное подавление аутоэротики имеет следствием перегрузку объектных отношений, которая чаще всего выражается в ненормальной несамостоятельности и болезненной привязанности к матери или другому человеку, ухаживающему за ребенком. Умеренное сдерживание аутоэротики, напротив, укрепляет объектные отношения до желательной с позиций воспитания степени. По-видимому, для каждой возрастной ступни имеется оптимальное соотношение между аутоэротикой и связанностью с объектом. Это равновесие хотя и является эластичным — поэтому лишения с одной стороны компенсируется удовлетворением с другой, — но не сверх определенной меры. Это обстоятельство обеспечивает развитие чувства реальности в эмоциональной жизни. Ибо без тяжкого ущерба для себя человек не может отказаться от любви к объекту» (Balint 1962, 493).