Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 111 из 267)

Kant, I.: Kritik der Urteilskraft. Berlin 1790

Keith-Spiegel, P.: Early Conceptions of Humor: Varieties and Issues. B: J. H. Goldstein, P. E. McGhee (изд.): The Psychology of Humor. New York: Academic Press 1972

Koestler, A.: The Ghost in the Machine. 1968 The Act of Creation. 1964

Kris, E.: Ego Development and the Comic. International Journal of Psychoanal. Ass., 19,1938, 77-90

Psychoanalytic Explorations in Art. New York: International University Press 1952

Levine, J., Redlich, F.: Failure to Understand Humor. Psychoanal. Quart., 24,1955, 560-572

Locke, J.: An Essay Concerning Human Understanding. London 1690

McComas, H. C: The Orign of Laughter. Psychological Review, 30,1923,45-55

McDougall, W: New Light on Laughter. Fortnightly Review, 148,1937, 312-320

A New Theory of Laughter. Psyche, 2,1922

The Theory of Laughter. Nature, 67,1903, 318-319

Why Do we Laugh? Scribners, 71,1922, 359-363

Maier, N. R. F.: A Gestalt Theory of Humour. British Journal of Psychology, 23,1932, 69-74

320

Mann, Т.: Freud und die Zukunft. В: S. Freud: Abriß der

Psychoanalyse. Frankfurt: Fischer 1953, 221-222 Piddington, R.: The Psychology of Laughter: From Plato

to Freud. New York: Gamut Press 1933 Plessner, H.: Lachen und Weinen. Bern: Francke 1950 Rapp, A.: The Origins of Wit and Humor. New York:

Dutton 1951

A Phylogenetic Theory of Wit and Humor. Journal of

Social Psychology, 30,1949, 81-96

Towards an Ecclectic and Multilateral Theory of

Laughter and Humor. Journal of General Psychology,

36,1947,207-209 Reik, Th.: Lust und Leid im Witz. Leipzig, Wien, Zürich:

Internationaler Psychoanalytischer Verlag 1929 Singer, R.: Experimente zur Struktur und Wirkungsweise

des Witzes. (Неопубликованная диссертация),

Wien 1972

Spencer, H.: The Physiology of Laughter. Macmillans

Magazine, 1,1860, 395 Strotzka, H.: Freud und der Humor. Enciclopedia

italiana. Florenz 1973

Gesundheit für Millionen. Wien, Hamburg: Zsolnay

1972

Ober Ambivalenz. Psyche, 22,1968, 287

Versuch über den Humor. Psyche, 10, 1957 Winterstein, A.: Contribution to the Problem of Humor.

Psychoanal. Quart., 3,1934, 303-316 Wolfenstein, M.: A Phase in the Development of

Children's Sense of Humor. В: The Psychoanalytic

Study of the Child. Vol. VI. Beverly Hills 1951

Children's Humor. Glencoe: Free Press 1954 Wortis, J.: Fragments of an Analysis with Freud. New

York: Simon & Schuster 1954

321


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СНОВИДЕНИЙ

Агнес Беккер

ФРЕЙДОВСКАЯ ТЕОРИЯ СНОВИДЕНИЙ

В 1894 году Зигмунд Фрейд в письме Йозефу Брейеру впервые упоминает, что он «сумел бы сейчас перевести сновидения» (Freud 1950, 105). В это время он интенсивно занимается собственными сновидениями и сновидениями пациентов. Решающий шаг к пониманию сновидений последовал тем не менее лишь в 1895 году, когда Фрейд приступил к анализу первого собственного сновидения. Это сновидение вошло затем в его книгу «Толкование сновидений» под названием «инъекция Ирме». Между 1895 и 1897 годами он работал над этим сочинением, которое и опубликовал в 1899 году (в выходных данных значится 1900 год). В 1901 году он дополнил его название подзаголовком «Работа о сновидении». В 1905 году появляется очерк о лечении истерии, ядро которого составили два сновидения его пациентки Доры, с помощью которых Фрейд хотел продемонстрировать практическое приложение его теории сновидений. Уже в 1901 году была подготовлена работа под названием «Сновидение и истерия», но опубликовать ее удалось только через четыре года под названием «Фрагмент анализа одного случая истерии».

Его книга «Толкование сновидений» поначалу расходилась очень медленно, второе издание смогло увидеть свет лишь в 1909 году, в тот год, когда уже вышел первый перевод, а именно на русский язык. Последующие издания выходили более регулярно. Труды Фрейда встречали также все большее международное признание и были переведены на множество языков.

До Фрейда о сновидениях и их значении для человека спорили ученые самых различных областей, таких, как философия, богословие и медицина. Исходя из совершенно различных точек зрения, они, хотя и выдвигали разного рода интересные предположения, однако это не сложилось в какую-то одну общепринятую теорию сновидений, на которую мог бы опереться Фрейд. В своем толковании сновидений он вступает в дискуссию главным образом с тезисами Роберта (Robert 1886) и Делажа (Delage 1891), рассматривавших сновидение как необходимый телесный процесс организма или как частичный сон мозга, во время которого проявляется то, что было подавлено днем. Фрейд соглашается с содержащимся в этой теории принципом динамического понимания, которого он придерживается также и в своей теории сновидений, однако категорически отвергает чисто соматическую точку зрения, хотя и в его теории имеется соматический аспект, когда он говорит о функции сновидений как сохранении сна. Наряду с научным изучением сновидений и их значения в истории человечества даже среди неспециалистов обнаруживается особая склонность придавать сновидениям определенный смысл. Сновидения понимались по преимуществу символически; в них искали диагностические, прогностические и терапевтические указания для сновидца. Среди извест-

322

нейших в истории сновидцев был библейский фараон. Ему приснилось, что семь тощих коров пожрали семь тучных, а семь тощих колосьев — семь тучных. Иосиф истолковал семь тучных коров как богатый урожай на протяжении семи лет, за которым должен был последовать столь же долгий период неурожаев, и посоветовал фараону во время достатка и изобилия заранее позаботиться о том времени, когда наступит нужда и голод.

Прежде отправной точкой всякого толкования сна — как научного, так и дилетантского — являлось то, каким образом сновидение всплывает в памяти бодрствующего человека, а именно в форме образов, нелепых ситуаций, противоречивых чувств или ощущений и т.п. Фрейд называет это сознательное воспоминание о сне явным сновидением. За ним, согласно его теории, скрыто истинное выражение сновидения, для которого он создает термин «скрытое содержание сновидения». Это скрытое содержание сновидения всегда включает исполнение желания (1900) или, как позднее модифицировал это Фрейд, «попытку исполнения желания» (1925). В бодрствующем состоянии сновидец, как правило, не осознает скрытого содержания сновидения. С помощью так называемых свободных ассоциаций по отношению к отдельным элементам явного сновидения удается сделать доступным для сознания скрытое содержание сновидения. Исходя из этого Фрейд развивает — подкрепляя ее своими исследованиями ошибочных действий и остроумия — топографическую теорию, которую он подробно излагает в седьмой главе «Толкования сновидений». Он различает три системы: бессознательное (Без), предсознательное (Псз) и сознательное (Сз), каждая из которых имеет свою функцию, свою форму защиты, свою катектическую энергию и отличается специфическим для каждой из систем содержанием. Между отдельными системами Фрейд предполагает наличие цензоров. Системы могут работать как прогрессивно, так и регрессивно.

Разработанная на материале сновидений топографическая модель стала для Фрейда основой его теории о строении психики в целом, как в состоянии бодрствования, так и сна (см. статью А. Холдера о психическом аппарате). Четко выраженное понимание сновидения, равно и психики, как многослойного комплексного образования — вот то принципиально новое в теории Фрейда, что составляет фундамент для всякого дальнейшего глубинно-психологически ориентированного исследования.

Сновидения возникают во сне. Сон соматически соответствует пребыванию зародыша в организме матери, поскольку и там и здесь выполняются определенные условия: тело находится в состоянии покоя, в тепле, отсутствуют раздражители. В психическом отношении сон является «чуть ли не полным извлечением из внешнего мира и прекращением всякого интереса к нему...» (X, 413). Сновидения, по Фрейду, возникают тогда, когда душевное работает в условиях регрессии, то есть с пониженным сознательным контролем и смещением в внутреннего равновесия сил в сторону бессознательного. Согласно топографической теории, инфантильный характер всех душевных событий во время работы сновидения является следствием единой и тотальной регрессии от системы Псз (проявляющейся также в качестве вторичного процесса) к системе Без (первичному процессу). Фрейд называет это топической регрессией.

Каждое сновидение представляет собой попытку исполнения желания. В большинстве случаев это желание остается для Я бессознательным, прячась в скрытом содержании сновидения. Лишь иногда желание и его удовлетворение проявляются непосредственно в явном сновидении. Такие сновидения называются «непосредственными сновидениями». Основной потребностью сознательного Я является желание сохранять сон, однако лишь в некоторых сновидениях это желание цен-зурировано в столь слабой степени, что испытываемая в сновидении потребность

323

фактически удовлетворяется сама. Таким образом удается избежать пробуждения и сохранить сон. Прежде всего в содержании явного сновидения находят выражение и удовлетворяются во сне такие элементарные потребности, как голод, жажда или утоление боли уже. Этот феномен особенно наблюдается в экстремальных или угрожающих жизни условиях, как например, при тяжелых заболеваниях, в полной изоляции или в концлагере. У маленьких детей желания, оставшиеся неисполненными на протяжении дня, часто непосредственно исполняются в явном содержании их сновидений. Их сновидения «коротки, когерентны, просты для понимания, недвусмысленны, и все же это сновидения» (XI, 124). В другом месте Фрейд говорит: «Несомненно, имеется eine один класс сновидений, которые не искажены и в них легко, как в сновидениях детей, распознать исполнение желаний. Это те сновидения, которые на протяжении всей жизни вызываются настоятельными потребностями тела — голодом, жаждой, сексуальной потребностью, то есть представляют собой исполнения желаний в ответ на внутренние телесные раздражители... во всех прочих сновидениях, исключая детские сновидения и сновидения инфантильного типа, мы сталкиваемся... с чинящим препятствия искажением» (XI, 131).

Соответственно, Фрейд различает два вида сновидений: во-первых, инфантильные или непосредственные сновидения, позволяющие у детей, а подчас и у взрослых, распознать уже в явном сновидении практически неискаженное желание; во-вторых, прочие — искаженные — сновидения. Под искажением Фрейд понимает психический процесс, с помощью которого бессознательный или предсознатель-ный предосудительный материал меняется до неузнаваемости. Только тогда, когда предосудительное желание становится неузнаваемым для Я, оно может беспрепятственно пройти сквозь цензуру, постулированную между системами Псз и Без, и проявиться в искаженном виде в явном содержании сновидения.