Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 56 из 267)

Расхождения во взглядах между Фрейдом и Ференци дали повод к разного рода истолкованиям. Балинт (Balint 1958), Фромм (Fromm 1963, 125—129) и

168

Лоранд (Lorand 1966, 33—34) выступили с критикой Джонса, сводившего причины конфликта к последствиям болезни Ференци (интеллектуальной регрессии, состояниям бреда). Эрих Фромм считал, что в их конфликте повинны авторитарность и нетерпимость Фрейда (Fromm 1959, гл. VI). Балинт же был единственным, кто старался разобраться в предметной стороне проблемы, над которой трудились оба пионера психоанализа и которая стала причиной расхождения между ними. «Главной причиной этого раздора была техническая проблема, а именно: как следует обходиться с пациентами в состоянии регрессии, у которых развивается сильнейший перенос. Примечательно, что Фрейд, а после него почти все теоретики психоанализа упустили из виду одну сторону регрессии, а именно роль регрессии в объектных отношениях. То, что они этого не увидели, совершенно закономерно, потому что регрессия всегда изучалась исключительно в рамках психологии одной-единственной личности...» (Balint 1968, 180 и 182).

В своем писательском труде Фрейд отдавал предпочтение крупным литературным формам: монографиям («К вопросу об афазиях», 1891; «Толкование сновидений», 1900), (детективному) роману («Фрагмент анализа одного случая истерии», 1905; «Из истории одного детского невроза», 1918), рассказам («Катарина...» и другие истории болезни из «Очерков об истерии», 1895; «Бред и сновидения в "Градиве" В. Йенсена», 1907), трактатам («Введение в нарциссизм», 1914; «Бессознательное», 1915). Ференци же был мастером малых форм: кратких психоаналитических историй, анекдотов, афоризмов. «Опыты и примеры из аналитической практики» (1913—1923), «Разное» (1912—1915), «Некоторые "дорожные симптомы"» (1913—1915), «К вопросу о генитальной символике» (1913—1916) и, наконец, «Фрагменты и заметки» из его наследия представляют собой коллекцию причудливых симптомов, удивительных толкований и серьезных наитий, часто служивших основой для теоретических проектов (что явственно можно увидеть на примере его заметок о психоаналитическом изучении смеха и математического мышления (О IV, 185—208), которые так никогда и не были переделаны в эссе). Пауль Федерн говорил о таких кратких сообщениях ференци как о «редких каменьях, которые вдруг неожиданно находит старатель» (Federn 1933, 307); Лоранд называл их «жемчужинами техники» (Lorand 1966, 17). Вот некоторые образцы афоризмов из мастерской Ференци:

«Я вполне всерьез полагаю, что нынешние мужчины... вместе и по отдельности гетеросексуальны по принуждению; чтобы отвязаться от мужчины, они становятся слугами женщин» (О I, 168).

«Я думаю, женщины не правы, когда они рассматривают политическое право выбора как лекарство от всех своих страданий. Было бы куда естественней, если бы они требовали сексуального права выбора» (О II, 290).

«Похоже, что предусловием первого совершенно женского сексуального наслаждения является именно повреждение тела... Я полагаю, что это повреждение, которое поначалу не приносит никакого сексуального наслаждения, а только страдание, вторично влечет за собой смещение либидо на поврежденную вагину, подобно тому как это бывает при патоневрозах. Обглоданная птицей вишня скорее нальется соком и станет сладкой» (О III, 93).

«Человек — единственное живое существо, которое лжет. Оттого так трудно ребенку приспособиться к этой стороне своего окружения» (О III, 362).

«Бергсон знал только насмешку, а не смех» (О IV, 185). «Смех есть неудача вытеснения, симптом защиты от бессознательного удовольствия. Серьезность — это удавшееся вытеснение... Подлость вызывает удовольствие, совесть — смех» (О IV, 188-189).

169

«Всякое приспособление есть частичная смерть, исчезновение частички индивидуальности...» (О IV, 248).

«...Воспитание есть интропрессия Сверх-Я (со стороны взрослого)» (О IV, 294).

Если проследить за судьбой работ Ференци, мы увидим, как наложились одно на другое неблагоприятное время, в которое он жил, и слепота других в отношении оригинальности и актуальности автора. Установление фашистской диктатуры в Германии и ее воинственное распространение по Европе привели к исчезновению прежнего психоаналитического движения, к перемещению центра психоанализа (ощутимо изменившего понимание самого себя) в Англию и США. Ранние психоаналитические работы, относящиеся к первым трем десятилетиям нашего века, оказались словно погребенными под руинами. И только в 60-е годы западногерманские издательства с большим колебанием приступили к раскопкам — камень за камнем — этой Помпеи.

Ференци писал на двух языках: немецком и венгерском. Его ранние, непсихоаналитические работы (в основном журнальные статьи, написанные в 1899—1908 годах 15) не были ни переведены с венгерского, ни перепечатаны позднее. Аналитические работы появлялись, как правило, параллельно на венгерском и немецком языках, а наиболее важные переводились также для англоязычных и, реже, для франкоязычных психоаналитических журналов. Большие по объему статьи появлялись обьино в виде брошюры. Сборники со статьями Ференци появились сначала на венгерском (Собрание статей, тт. I—IV: 1910, 1912, 1914, 1920), а затем на немецком (1919, 1922) и английском (1916, 1926, 1955) языках. Вместе со Штефаном Холлосом Ференци опубликовал в 1922 году книгу «О психоанализе умственного расстройства при параличе»; вместе с Отто Ранком в 1924 году — «Цели развития психоанализа. К вопросу о взаимодействии теории и практики». Разделы этих книг, написанные Ференци, входят в 3-й том самого полного на сегодняшний день немецкого собрания его трудов, «Основ психоанализа», из которых 1-й том («Теория») и 2-й том («Практика») вышли в Международном психоаналитическом издательстве. Работы, вошедшие в эти два тома, хронологически не упорядоченные, но имеющие именной и предметный указатели, были отобраны самим Ференци. Два последних тома были изданы в 1938 году Микаэлом Балинтом и Вильмой Ковач, которым жена Ференци (покинувшая в 1946 году Будапешт и умершая в 1949 году в Швейцарии) передала его работы. 3-й том, в дополнение к первым двум, содержит опубликованные в хронологическом порядке работы Ференци, относящиеся к 1908—1933 годам; 4-й том составляют воспоминания о Ференци, критические статьи и рефераты, фрагменты, библиография, предметный указатель. Незаменимый и поныне общий указатель работ Ференци в 4-м томе «Основ» включает как его «Популярные лекции о психоанализе» (1922), так и главный труд Ференци «Попытка создания теории гениталь-ности» (1924). Издатели (1938), очевидно, исходили из того, что обе эти работы, вышедшие в Международном психоаналитическом издательстве, но давно уже распроданные, дополнят «Основы» до общего собрания сочинений Ференци. В предисловии к репринтному переизданию «Основ» в 1964 (!) году в издательстве Ганса Хубера (Берн) Балинт писал: «Оба первых тома "Основ", появившихся в 1927 году, были распроданы к середине 30-х годов, после чего нацисты сожгли большую часть книг. Столь же трагической была судьба 3-го и 4-го томов, напечатанных в 1937— 1938 годах в Будапеште для Международного психоаналитического издательства. Затем произошел "аншлюс", и сдача тиража определенно бы означала его уничтожение. После... длительных переговоров нам наконец удалось при молчаливом содействии нацистского управляющего издательства перевезти контрабандой в Берн целиком все издание. Там часть издания была сброшюрована, и оба тома появились в 1939 году, непосредственно перед началом войны, так что в царившем тогда беспорядке едва ли

170

кто-нибудь это заметил» (О I, 7). «Теория генитальности» Ференци, появившаяся в 1929 году на венгерском и (после перепечатки нескольких отрывков в журнале «The Psychoanalytic Quarterly») в 1938 году на английском языках («Thalassa; A Theory of Genitality»), в конце концов вышла в свет в 1962 году во французском издании. Немецкий текст оригинала стал вновь доступен читателю только в 1972 году — спустя почти пятьдесят лет после первой публикации — благодаря переизданию с дополнениями во 2-м томе (2-й части) сборника «Психоаналитических сочинений», вышедшего под редакцией Балинта. В эту «подборку наиболее важных работ Шандора Ференци в двух достаточно самостоятельных, хронологически упорядоченных томах», «временную границу» между которыми образует 1919 год, «знаменующий также конец классического периода Ференци и начало его технических экспериментов» (Balint, Соч. I, IX), входят сочинения из 1—3-го томов «Основ»; почти все рецензии и целиком все наследие в сборник не вошли16. Зато он включает в себя «Теорию генитальности» Ференци и семь из семнадцати его «Популярных лекций о психоанализе» (1922), которые Фрейд (1923) охарактеризовал следующим образом: «Ясные и совершенные по форме, написанные при том увлекательно и захватывающе, эти лекции представляют собой лучшее «введение в психоанализ» для читателя, далекого от него» (XIII, 444). Содержащаяся в 4-м томе «Основ» (295—327) библиография работ Ференци, подготовленная Балинтом, была дополнена Годулой Фаупе-лем (Соч. И, 411—427); сборник содержит также именной и предметный указатели. Французское издание (в переводе Юдит Дюпон) «Oeuvres Completes» (1968, 1970, 1974), безусловно, оправдывает свое название, так как оно включает в себя также переводы венгерских текстов Ференци, которые еще никогда не переводились на немецкий язык.