Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 255 из 267)

В теории Гиллеспи имеется семь основных пунктов:

1. Он полагает, что основу перверсии составляют важные элементы детской

сексуальности.

2. «Тем не менее клиническая перверсия специализирована особым образом, оставляя открытыми лишь один или два пути, чтобы испытать сексуальное возбуждение, отвести сексуальное напряжение и создать сексуальные объектные

отношения».

3. Перверсия представляет собой защиту от конфликтов в связи с эдиповым

комплексом и страхом кастрации.

4. «Защитные системы вызывают а) регрессию проявлений влечения (либидо и агрессии) на догенитальные ступени, в результате чего возрастает садизм и связанные с ним чувства страха и б) чувства вины (и еще одну защиту от них), чтобы защитить объект от ненависти» (Gillespie 1940).

5. Особым свойством перверсии является либидинизация страха, вины и боли

как метод защиты.

6. Поведение и защитные меры Я не менее важны, чем судьбы влечений.

7. При перверсии Я присваивает определенную часть инфантильной сексуальности и таким образом становится способным отвергнуть все остальное (механизм Захса). Гиллеспи считал, что Я может сделать это во-первых, потому, что Сверх-Я наиболее толерантно к этой форме сексуальности, а во вторых, «из-за расщепления в Я и в объекте... Идеализированный объект и относительно свободная от страха и вины часть Я используются в целях построения сексуальных отношений, которые, так сказать, осуществляются в сфере, где не действует контроль со стороны реальности» (Gillespie 1940).

Формулировки Гиллеспи отражают состояние нашей психоаналитической теории и нашего понимания сексуальных отклонений в середине пятидесятых годов. Его работа обширна, поскольку учитывает инфантильную сексуальность и подтверждает, что проблема сексуальных отклонений заключается в защите от эдиповых проблем. В ней делается акцент на концепции, согласно которой при сексуальных отклонениях скорее происходит регрессия либидо и агрессии на доэдиповы стадии, нежели первичная фиксация на этих стадиях. В ней подчеркивается важность поведения Я и защитных мер Я, а также значение механизма Захса. В ней описываются особенности Я, позволяющие ему заимствовать определенную часть инфантильной сексуальности и в результате отвергнуть остальную. Сверх-Я имеет совершенно определенное отношение к Я, которое делает Я толерантным к этой особой форме сексуальности. Расщепление в Я зачастую происходит наряду с расщеплением сексуального объекта, вследствие чего объект идеализируется как «относительно свободный от страха и вины» (Gillespie 1940).

745

За три года до выступления Гиллеспи Американской психоаналитической ассоциацией был проведен семинар под названием «Психодинамика и лечение перверсий», о котором сообщил Арлоу. Во вступительной речи Лорана, руководителя семинара, указывалось, что перверсии «образуют широкое поле разнообразных клинических феноменов, для которого не разработаны четко очерченные специфические понятия, которые можно было бы использовать для классификации, описания этиологии или психодинамики. Поэтому возникла необходимость систематически подытожить наши знания в этой области. Следует спросить: имеет ли фиксация на догенитальном уровне первостепенное значение в этиологии перверсий и — если это так — как это отражается на понимании психодинамики и терапевтической работе? С другой стороны, если регрессия к предыдущим ступеням фиксации имеет каузальное значение, допустимо ли, используя терапевтическую технику, оставлять в стороне нормальное сексуальное развитие в детстве и главным образом концентрироваться на причине и воздействии такой регрессии ?»

На этом же семинаре Бак на примере анализов двух фетишистов (Бак 1953) продемонстрировал, что «использование фетишизма как защиты от страха кастрации... должно быть заложено ранним опытом — переживаниями из дофалличес-кой фазы, неприятными переживаниями в ранних отношениях мать—дитя». Бак полагал, что «потенциальный фетишист... воспринимает угрозу разлуки с'матерью как такую же сильную — если не большую, — что и угрозу утраты пениса». Многие участники семинара, напротив, остались при мнении, что истоки перверсий по-прежнему следует искать в конфликте эдиповой фазы.

Хотя автор в значительной мере солидарен с формулировками Гиллеспи и признает полезность концепции эдипова происхождения сексуальных отклонений как с терапевтической, так и с теоретической точек зрения для подхода к любым перверсиям, он бы хотел представить новые гипотезы.

Теория единого происхождения сексуальных перверсий возникла в результате интенсивной работы автора с гомосексуальными пациентами, у которых ядерный доэдипов конфликт драматическим образом вновь проявлялся у индивидов, которые не обнаруживали никаких признаков открытого психоза и которые, если отвлечься от их перверсии и связанных с этим проблем в их жизни, относительно нормально функционировали. Аналогичные клинические наблюдения были сделаны также Фляйшманном (Fleischmann I960). Эту теорию Сокаридес также применил к случаям психоаналитической терапии фетишизма (1960а), трансвестизма, педерастии (1959), эксгибиционизма, сексуального мазохизма, вуайеризма и сексуального садизма (1974) и так называемого транссексуализма (1969а).

Данная теория9, которой придется оставаться предварительной, пока ее не подтвердят другие исследователи, разработана в течение последних пятнадцати лет в результате интенсивного исследования и индивидуальных анализов пациентов, страдающих перверсиями. Она ограничивается сексуальными отклонениями обли-гатного типа — оставляя в стороне те, что обусловлены ситуативными и эпизодическими мотивациями, — и отклонениями, при которых неосуществление извращенных действий вызывает тревогу. Возможно, существуют и другие случаи сексуальных отклонений, которые не укладываются в описанную здесь этиологическую систему.

В проекте 1967 года, представленном мною на собрании Американской психоаналитической ассоциации в декабре 1969 года, говорилось, что сексуальное отклонение вполне может быть результатом нарушений, которые проявились раньше, а не на доэдиповой фазе человеческого развития, как это считалось и признавалось повсеместно.

746

Основные положения данной теории таковы:

1. Ядерные конфликты у лиц с сексуальными отклонениями проистекают из самых ранних периодов жизни и вынуждают их к сексуальному поведению, которое не только предоставляет оргазмическую разрядку, но и обеспечивает выживание Я.

2. Доэдипова фаза, особенно возраст от полутора до трех лет, имеет большое значение для возникновения сексуальных отклонений. В этой фазе происходит первичная доэдипова фиксация; при неблагоприятных условиях может возникнуть регрессия к этой ранней фазе фиксации 10.

3. Пациент с сексуальной перверсией неспособен успешно пройти через сим-биотическую фазу и фазу «сепарации—индивидуации» (М. Малер) раннего детства; в результате возникает базальная тревога, приводящая к сексуальной перверсии.

4. Источник базальной тревоги при сексуальной перверсии относится к этой доэдиповой фазе. Вследствие такого дефекта в развитии и созревании возникают тяжелые функциональные расстройства Я и тем самым появляется возможность недостаточного развития половой идентичности.

5. Сексуальные отклонения служат вытеснению ядерного комплекса: навязчивому стремлению регрессировать к доэдиповой фиксации, в котором заключено желание и страх слияния с матерью, чтобы восстановить примитивное единство мать—дитя, то есть симбиотические формы отношений.

Далее будут рассмотрены только два исследованных автором сексуальных отклонения. (О проблеме мазохизма см. статью Ж.-М. Алби и Ф. Паше.)

ФЕТИШИЗМ

Фетишист вынужден использовать несексуальный объект при подготовке или во время полового акта, чтобы достичь сексуального удовлетворения. Процесс экс-цессивной либидинизации зачастую направляется на части тела — субъекта или объекта, — которым в бессознательной системе фантазии угрожает опасность; типичным примером является фетишизация ступни. У других сильно развитый механизм замены задействует лишь дополнительный элемент завуалированной защиты, например предмет одежды, который становится фетишем. У третьих это опять-таки является своего рода удовольствием, которое либидинизируется вместо объекта, подвергающегося в фантазии опасности, например вдыхание запаха фекалий. Методом сексуальной разрядки может быть либо мастурбация, либо половой

акт в той или иной форме.

Факты, обнаруженные в исследовательских работах по фетишизму, можно подытожить следующим образом: а) распространен фетишизм, объектами которого являются ступня, обувь и белье. Реже в качестве фетишей выступают волосы или мех. И наоборот, кожаные и резиновые изделия, предметы со шнурками, остриями, шипами, блестящие или пахучие часто используются в качестве фетишей. Очень часто эти предметы тесно связаны с кожей, особенно с запахом кожи, б) По всей вероятности, имеется немало случаев слабовыраженного фетишизма, включающих в себя лишь фетишеподобные ритуалы. В частности, как правило, не считается фетишистской перверсией, если необходимым условием достижения возбуждения перед половым актом является созерцание женщины в определенном наряде или обнаженной, например в туфлях на высоком каблуке, в) Зачастую опора на фетиш необходима для самого полового акта при гетеросексуальных или гомосексуальных отношениях, г) Фетишизм у женщин встречается редко, поскольку женщина может скрыть отсутствие оргазмической реакции и тем самым избежать нарцисси-