Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 52 из 267)

Абрахаму принадлежит большое число работ (библ. № 21, 33, 46, 48, 66, 70, 86, 88, 89, 103) в области взрослой сексуальности. Особо следует выделить работы об инцестуозной фиксации, поскольку здесь он сумел увидеть важные связи с учением о наследственности (библ. № 13), этиологией сексуальных расстройств (библ. № 22) и феноменом моногамии (библ. № 50). Особую ценность представляет статья «Об ejaculatio praecox» (библ. № 54), в которой ему удалось объяснить много не решенных в то время проблем. Исходя из наблюдения (опора на широкий эмпирический базис является неотъемлемой чертой стиля его работы), что эта система возникает вследствие неправильного развития уретральной эротики, он задается вопросом, в чем состоит это неправильное развитие. Основываясь на факте, что этот симптом не возникает при онанизме, Абрахам приходит к выводу, что речь идет не просто о фиксации — кроме того, он должен быть связан и с отношением к объекту. Дальнейшее его исследование более точно выявляет характер этого отношения к объекту: страх перед женщиной и страх перед собственными уретрально-агрессивными импульсами. Если в этой статье речь идет о враждебности мркчины по отношению к женщине, то вскоре появляется другая статья, «О женском комплексе кастрации» (библ. № 60), в которой рассматривается враждебность женщины по отношению к мужчине. В ней, как уже говорилось, показаны различные способы, которыми девочка может реагировать на фантазии о кастрации. Тем самым ему удается разграничить два невротических типа. Они возникают, с одной стороны, вследствие вытеснения желания перенять роль мркчины в позитивном смысле, с другой стороны, вследствие вытеснения желания отомстить мужчине, его кастрировав; Абрахам назвал их исполняющим желание и мстящим типами. У одного типа создается предпосылка для развития гомосексуальности, второй тип характеризуется пренебрежительным отношением к мужчине, презрением к нему и тенденцией уменьшить его потенцию, например своей фригидностью. В заключение он показывает, и здесь вновь проявляется его склонность к практическому мышлению, как такие женщины переносят эти бессознательные установки на своих детей.

Перейдем теперь к его работам о догенитальных фазах развития либидо, про которые Джонс (Jones 1926, 155 и далее) сказал, что они сохранятся в памяти дольше всех остальных его сочинений. В 1916 году, после того как Абрахам уже несколько лет занимался отношением между потребностью в еде и сексуальным влечением (библ. № 41), появляется его работа «Исследования самой ранней догенитальной ступени развития либидо» (библ. № 52). Исходя из фрейдовских понятий «догенитальный» и «каннибальский» (VIII, 447, и XII, 95,140), Абрахам, основываясь на огромном клиническом опыте, обогащает наши знания о са-

158

мой ранней фазе развития либидо. Подробнейшим образом он описывает развитие оральной фазы и обсуждает ее влияние на последующие фазы, показывает взаимоотношения между оральной эротикой, с одной стороны, и речью и сном, с другой, а также раскрывает ее связь с расстройством аппетита. При этом он проводит различие между теми случаями, в которых произошло разделение тесно друг с другом связанных в первую фазу жизни двух форм ротовой деятельности (прием пищи и сексуальность), и теми, в которых этого разделения не происходит. Он показывает, что взрослые любители потягивать вино, сластены, курильщики и т.д. относятся к первой группе, а лица с расстройствами аппетита — ко второй. Далее, он первым описывает клиническую значимость оральной эротики в отношении алкоголизма, наркомании и маниакально-депрессивного психоза и раскрывает роль оральной эротики в формировании характера. Продолжая это исследование, в 1924 году Абрахам пишет статью «Опыт воссоздания истории развития либидо на основе психоанализа психических расстройств» (библ. № 105), которая является самым значительным его вкладом в психоанализ. В ней он разделяет каждую из уже известных главных стадий развития либидо на две подгруппы. Оральная стадия подразделяется на стадии сосания и кусания; анально-садистская — на стадии разрушения и выталкивания, с одной стороны, и сдерживания, с другой; гениталь-ная — на фаллическую стадию (парциальный катексис) и объектный катексис.

Работы из смежных с психоанализом областей

Как и в предыдущих областях своей работы, уже первое исследование Абрахама оказалось здесь.весьма удачным. Очерк «Сон и миф» (библ. № 14) открывает путь к применению психоанализа к мифологии, по которому затем столь успешно проследовали Ранк, Райк и др. Сравнивая друг с другом сновидения и мифы, Абрахам сопоставил некоторые анализы сновидений с работой о Прометее и мифом о божественном напитке, сумел показать их общее: и то, и другое является продуктом человеческой фантазии, имеющей целью исполнение желания, сами желания в них бессознательны и инфантильны, и то, и другое обнаруживают явления цензуры, образование неологизмов, а также защитные механизмы — вытеснение, смещение, сгущение и вторичную переработку. Он приходит к краткому и блистательному выводу: «Таким образом, миф — это сохранившаяся часть инфантильной душевной жизни народа, а сон — миф индивида» (Abraham 1971, 321). В этой грандиозной работе производит впечатление то, как Абрахам умеет сопоставить полученные им с помощью психоаналитического метода результаты с этимологическими, и то, как одно подкрепляет другое. Здесь снова проявляется четкая логика и последовательность в его жизни: однажды начатое развивается, совершенствуется, а затем в сочетании с другими его талантами и умениями используется для создания лишь одного, но многогранного произведения. Особенно плодотворным оказывается соединение филолога и психоаналитика в работах Абрахама по символике (библ. № 25, 32, 76, 80, 82, 96). Наибольшее впечатление, пожалуй, производит удачное сочетание его различных способностей при создании грандиозного сочинения под названием «Об ограничениях и превращениях любви к зрелищам у психоневротиков и замечания об аналогичных явлениях в психологии народов» (библ. № 43). Психоанализ любви к зрелищам поясняется на этнологическом, этимологическом, мифологическом и фольклорном материале.

Новаторскими для психоаналитической биографики являются его очерки о Сегантини (библ. № 30) и Эхнатоне (библ. № 34). В последней работе он показывает, что Эхнатон сумел сдержать всю свою ненависть к отцу и тем самым может считаться предтечей христианского учения о любви.

159

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Psychoanalytische Studien zur Charakterbildung und andere Schriften, 2 Bde., hg. v. J. Cremerius. Frankfurt/M.: Fischer 1969 u. 1971.

2 См. библиографию научных публикаций Карла Абрахама в конце статьи.

3 Это исследование не было опубликовано. Оно является продолжением работы о цифре три, начатой в 1922—1923 годах (библ. № 82).

4 См., например, фрейдовскую критику работы Абрахама об Аменхотепе IV — письмо от 3. 6. 1912, после которой он еще раз ее переработал — письмо от 21. 10. 1912 (Freud 1965, 121 и 126).

5 Джонс подробно отобразил эту ситуацию во втором томе своей биографии Фрейда (см. с. 46, 50, 54).

6 Чтобы получить точное представление о том, насколько серьезно Абрахам относился к таким организаторским задачам, нужно прочесть места в переписке, где он обсуждает с Фрей-

дом подготовку Гамбургского конгресса (Freud 1965, 365-366).

7 29 января 1908 года Абрахам пишет об этой работе Фрейду: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли по этому поводу, которые хорошо согласуются с теорией аутоэротизма. Я надеюсь, вы довольны темой. Поскольку ранее Вы признали, что в той работе (имеется в виду «О значении сексуальных травм в юношеском возрасте для симптоматологии Dementia praecox» [1907] ) я затронул проблему с самой важной ее стороны, сексуальности, то я считаю важным подчеркнуть на первом конгрессе, что ядром проблемы является сексуальность» (Freud 1965, 38). 8 Чтобы точно сказать о приоритетах и том, что было ими друг у друга заимствовано, необходимо тщательное критическое исследование. Помимо прочего проблема состоит еще в том, что мы до сих пор полностью не располагаем фрейдовской корреспонденцией.

ПУБЛИКАЦИИ КАРЛА АБРАХАМА В ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Сокращения; В — Berliner psychoanalytische Gesellschaft; С — Centrallblatt fiir Nervenheilkunde und Psychiatrie; I. Z. — Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse; J — Jahrbuch der Psychoanalyse; Z — Zentrallblatt für Psychoanalyse.

1900

1. Normentafel zur Entwicklungsgeschichte des Huhnes (Таблица норм к вопросу о филогенезе домашней курицы) (совместно с проф. Кейбе-лем), Normentafeln zur Entwicklungsgeschichte der Wirbeltiere, 2

1901

2. Beiträge zur Entwicklungsgeschichte des Wellensittichs (К вопросу о филогенезе волнистого попугая) (диссертация на соискание ученой степени), Anatomische Blätter (Anatomisches Institut, Freiburg), 56/57

1902

3. Beiträge zur Kenntnis des Delirium tremens der Morphinisten (К вопросу о Delirium tremens у морфинистов). С, 25, 369—380

1904

4. Über Versuche mit «Veronal» bei Erregungs-zuständen der Paralytiker (Об опытах с «вероналом» при состояниях возбуждения паралитиков). С, 176-180

5. Cytodiagnostische Untersuchungen bei Dementia paralytica (Цитодиагностические исследования при Dementia paralytica) (совместно с д-ром Циген-хагеном), Психиатрическое объединение, Берлин, 19 марта. Резюме автора в: С, 27, 323—324