Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 118 из 267)

Вильгельм Штекель внес свой вклад в работу над некоторыми изданиями фрейдовского «Толкования сновидений». Под его влиянием, как уже говорилось, Фрейд включил в эту книгу главу о символике сновидений. Однако чрезмерным акцентом на символическом толковании в процессе исследования он затем отдалился от Фрейда. Штекель составил словарь символов, благодаря которому перевод сновидения стал возможен непосредственно и даже без участия пациента. Для него, как, впрочем, и для некоторых других исследователей, сновидение имело скорее биографически-описательное и диагностическое значение (Steckel 1911).

Otto Ранк, также интенсивно сотрудничавший с Фрейдом, исследовал параллели между определенными темами сновидений и мифами, сказками, преданиями и т.п. (Rank 1919). В этой области исследований он приобрел особый авторитет. Главным в его учении являлось для него символообразование в работе сновидения.

Альфред Адлер (Adler 1912—1913) приписывал сновидению прежде всего пред-мыслительную функцию, которая представляет собой комментарий к соответству-

340

ющим жизненным ситуациям сновидца и его актуальным проблемам. При этом он обращался главным образом к явному сновидению и ограничивался при толковании исключительно собственными теориями (см. том IV), которые он использовал также и здесь.

С Гербертом Зильберером и его гипотезой об анагогической функции сновидения (Silberer 1919) полемизировал сам Фрейд в «Толковании сновидений», в подстрочном примечании, включенном в эту книгу позднее.

Т. Френч (French 1954) приписывает сновидению — так же, как представители аналитической психологии — преимущественно функцию решения проблем, учитывая при этом также и бессознательные компоненты личности. Б рамках неопсихоанализа он считается представителем бихевиористского направления.

Для К. С. Холла (Hall 1955) сновидение представляет собой проекцию внутреннего процесса, а также собственного рассказа сновидца, причем в более чистом виде, чем при любом другом исследовании личности. Его метод толкования сновидений в значительной степени совпадает с воззрениями Френча.

Пауль Федерн (Federn 1956) описывает феномен сновидения в контексте своей «психологии Я» (см. также статью Г. Яппе), которую он помимо прочего основывает на анализе сновидения, пробуждения и засыпания. При этом в сновидении он различает образы, катектированные прежде всего Оно, и образы, отражающие состояния Я. Если чувство Я у бодрствующего человека имеет как телесную, так и душевную основу, то в сновидении и при психозе эти аспекты распадаются. В сновидении воля оказывается сильнее желания.

Следует упомянуть Людвига Бинсвангера как главного представителя экзистенциального анализа (см. также статью В. Бланкенбурга в т. IV). Он понимает сновидение как определенный способ человеческого существования в целом. Драматизирующая персонификация является главным средством изображения нашего бытия в сновидении; при этом он, как и вся его школа, исходит преимущественно из явного сновидения. Из него можно вывести аспекты как наличной жизненной ситуации, так и диагноза. Сновидения страха, согласно Бинсвангеру, представляют собой прототип «экзистенциальной исконной тревоги, заложенной в бытии как таковом» (Binswanger 1947).

Альфонс Мёдер (Maeder 1949) назвал сновидение «самопредставлением актуальной бессознательной ситуации в символической форме» и подчеркнул, что сновидения следует понимать как попытку решения нерешенных душевных конфликтов. Им придается перспективное значение. Мёдер пытается критически подойти к постулируемой Фрейдом функции сновидениякак исполнения желания 3.

Эрик Эриксон (Erikson 1955) полагает, что между явным сновидением и скрытым его содержанием нет коренного различия, речь скорее идет о «сложном континууме более явных и более скрытых черт». Вместо ассоциаций можно использовать серии сновидений (того же воззрения придерживаются многие авторы, разве что этому феномену приписывают разное значение). В своей интерпретации сновидений Эриксон выделяет три этапа:

а) формальный анализ конфигурации явного текста сновидения для описания способа переживания Я сновидца;

б) анализ скрытых содержаний сновидения традиционным способом с помощью метода свободных ассоциаций и интерпретации символов;

в) реконструкция структуры и психодинамики пациента.

Таким образом, он ориентируется прежде всего на явное сновидение, но вместе с тем уделяет достаточное внимание и скрытому содержанию сновидения. Образцом сновидения в психоанализе являются скрытые инфантильные желания, которые поставляют энергию для пробужденного конфликта и тем самым для

341

сновидения. Они же вплетены в структуру явного сновидения, которая на каждом уровне отражает характерные черты общей ситуации сновидца. Эриксон развивает свои рассуждения на примере сновидения Фрейда об «инъекции Ирме» (см. также статью Э. К. Адамса в т. III).

Ориентация на явное сновидение встречается также и у некоторых других авторов, не выдвинувших, однако, принципиально новых теорий. Поэтому мы не станем разбирать их подробно.

Все теории, являющиеся продуктом модификации теории Фрейда, сходятся в воззрении их авторов на динамику сновидения.

Они рассматривают сновидение не как частный феномен, но как вплетенный в общую жизненную ситуацию личности сновидца. В сновидении изображаются более или менее бессознательные конфликты, которые, согласно теории сновидений, с той или иной степенью отчетливости проявляются в явном сновидении или же которые можно вывести только из скрытого его содержания. Эти конфликты уходят корнями в раннее детство и «прикрепляются» к недавним событиям, или же, как у некоторых авторов, основное внимание уделено конфликтному настоящему, выражающемуся в сновидении.

Фрейд в своей полемике с Зильберером отстаивал точку зрения, что единственная функция сновидения состоит в том, чтобы посредством воображаемого удовлетворения устранить оставшиеся от прожитого дня досаждающие напряжения от потребностей, которые, со своей стороны, влекут за собой инфантильные вытесненные желания, и благодаря галлюцинаторному исполнению желания обеспечить дальнейший спокойный сон сновидца. Сновидение как страж сна, а не как его нарушитель! Эту указанную Фрейдом функцию мы должны рассматривать сегодня в более широком смысле.

Физиология подтвердила, что сновидение является повсеместным и необходимым психическим феноменом. Оно способствует сохранению психического здоровья и тем самым совладанию с жизненными проблемами. В образовании сновидения соматические аспекты принимают такое же участие, что и психические.

Независимо от диагностических и терапевтических знаний, которые принесло нам исследование сновидений, независимо от функций, которые им приписываются в рамках психоаналитического процесса в отношении пациента и аналитика, мы должны признать за ними огромную роль не только в сохранении сна, но и в сохранении психического здоровья в целом.

Сам Фрейд в конце своей жизни охарактеризовал учение о сновидении как «поворотный пункт в истории психоанализа». Благодаря ему психоанализ «совершил шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии» (XV, 6).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ипполит-Мария Бернгейм (1840—1919), будучи профессором в Нанси, возглавлял отделение нервных болезней в местной лечебнице.

1 Если вспомнить работы Винникотта (см. статью М. Хана в т. III), то содержание сновидения можно понимать и так, что первичные процессы представляют собой здоровые компоненты Я, исходные или базальные процессы. Они не искажены. В отличие от них вторичные процессы всегда представляют собой желания или чувства, искаженные в той или иной степе-

ни вследствие необходимой приспособительной деятельности.

3 Его точку зрения разделяют многие аналитики, которые то и дело обнаруживают, как вновь переживаются важные ситуации, имевшие место в детстве. Это также показал и Фрейд в своих толкованиях сновидений, нигде этого, однако, теоретически не формулируя. Теоретическое метапсихологическое изложение мы находим у Эриксона.

342

ЛИТЕРАТУРА

ÄBIER, А.: Traum und Traumdeutung. Zbl. f. PS, 1912/13 Arlow, J., Brenner, Ch.: Psychoanalytic Concepts and the Structural Theory. New York: Int. Univ. Press 1964 Becker, A.: Zum Initialtraum. Psyche, 26, 1972 Bergmann, M. S.: The intrapsychic and communicative

aspects of the dream. Jnt.J. Psa., 47, 1966, 356-363 Binswanger, L.: Ausgewählte Vorträge und Aufsätze.

Bern: Francke 1947 Brenner, Ch.: An elementary textbook for psychoanalysis.

New York: Int. Univ. Press 1955

Delage.Y: Une Theorie du Reve. Rev. Scientifique, 1891

Dement, W: Experimental dream studies. Science und

Psychoanalysis. VII, New York: Grune & Stratton 1964

Erikson, E. H.: Das Traummuster der Psychoanalyse.

Psyche, 8,1955 Federn, P.: Ego Psychology and the Psychoses. New York:

Basic Books 1952

Fisher, Ch.: Psychoanalytic implications of recent research on sleep and dreaming. J. Am. Psa. Ass., 13, 1965,197-303 French, Th. M.: The Integrative Process in Dreams.

Chicago: Univ. of Chicago Press 1954 Frhud, S.: Einige Nachträge zum Ganzen der Traumdeutung (1925) . G. W. I Die Traumdeutung (1900). G. W. II/III Bruchstück einer Hysterie-Analyse (1905). G. W. V Die Handhabung der Traumdeutung in der Psychoanalyse (1912). G. W. УШ

Metapsychologische Ergänzung zur Traumlehre (1916). G.W. X

Ein Traum als Beweismittel (1913). G. W. X Zur Einführung des Narzißmus (1914). G. W. X Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1916/17). G. W. XI

Jenseits des Lustprinzips (1920). G. W ХШ Über einige neurotische Mechanismen bei Eifersucht, Paranoia und Homosexualität (1922). G. W. XIII Bemerkungen zur Theorie und Praxis der Traumdeutung (1923). G. W. XIII Selbstdarstellung (1925). G. W. XIV Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1932/33). G. W. XV