Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 86 из 267)

249

обязаны попадать в систему сознательного, или, выражаясь иначе: значительная часть этой деятельности осуществляется вне сознания.

Та способность к отсрочиванию, управлению и планированию, которой отличается и характеризуется предсознательное явление, возникает в результате индивидуального развития. Неуемное желание маленького ребенка и настойчивость, с которой он стремится к удовлетворению своих инстинктивных потребностей, отражают его неспособность переносить даже незначительную отсрочку в удовлетворении непосредственных инстинктивных желаний (или же неспособность его пока еще примитивного психического аппарата взять это на себя). И наоборот, большинство взрослых вполне способны вынести отсрочку в удовлетворении непосредственных инстинктивных желаний (и даже в известной мере отсутствие удовлетворения как такового) или же только частичное удовлетворение потребности. В этом и состоит функция предсознательного, которое, согласно определению, в дескриптивном смысле является бессознательным.

Многое в деятельности предсознательного можно охватить понятием «мышление», и в этой системе, вне сознания, разрешается значительная часть проблем и принимаются важные решения. Предсознательное может функционировать таким образом потому, что оно располагает огромным количеством воспоминаний о реальном мире, которые относительно свободны от влияния инстинктивных желаний и их дериватов. И тем не менее эти ориентированные на действительность, обычно хорошо отлаженные и автоматически протекающие под управлением сознания навыки и привычки, которым, как правило, следуют, могут нарушиться из-за влияния дериватов влечений. Вследствие этого абсолютно нормальная в остальных случаях функция может быть расстроена или сдержана соответствующим препятствием.

Если представить себе, что система бессознательного следует принципу удовольствия, то предсознательное и его действие подчинены так называемому принципу реальности. Под этим подразумевается учет того, что внешний мир проявляет в реальности, пока предсознательным заранее продумываются последствия каждого намеренного поступка. Фрейд говорил о принципе реальности как о трансформации принципа удовольствия (1911). Непосредственное удовлетворение инстинктивных желаний или их дериватов, как только оно начинает угрожать инстинкту самосохранения индивида или его моральным и этическим нормам, отсрочивается или прекращается: принцип удовольствия играет существенную роль в работе второй цензурной инстанции, находящейся между предсознательным и сознательным. Следует, однако, подчеркнуть, что предсознательное, даже если оно может считаться в известном смысле «направленным против бессознательного», служит также тому, чтобы обеспечить по возможности доступ в сознание инстинктивных желаний и сделать их подвижными, хотя бы ради защиты сознания от слишком большой психической неудовлетворенности и недовольства. Некоторым инстинктивным желаниям вообще позволено без каких-либо помех проникать в предсознательное и достигать там разрядки, тогда как другие изменяются до тех пор, пока не становятся приемлемыми и более не противоречат интересам самосохранения индивида, не вступают в конфликт с его моральными или этическими нормами и не отражаются на отношении к нему значимых для него людей. В подобной модифицирующей деятельности, порожденной явлением предсознательного, заключена природа компромиссных образований.

В отличие от бессознательного, которое — как уже отмечалось — функционирует по законам первичного процесса, предсознательное работает по правилам вторичного процесса. Взаимодействие между психическим аппаратом и внешним миром приводит к появлению всех тех свойств предсознательного, о которых уже говорилось выше, таких, как представления о причинности и логике, чувство време-

250

ни и отрицание двусмысленности и противоречий. Предсознательное вместе с сознательным становится той частью психического аппарата, в которой вербальные символы (речь) могут использоваться в качестве действенного инструмента для экономичного обращения с психическими содержаниями. Усвоение вербальных символов для передачи абстрактных мыслей или для обозначения предметов сопровождается дифференциацией системы предсознательного и сознательного. Слова все в большей степени используются для обуздания и сдерживания произвола инстинктивных желаний. Гипотетическая формулировка этих процессов направлена обычно на задействованные здесь психические энергии. Энергия влечений является в бессознательном «свободно перемещающейся», тогда как в предсознательном энергия влечений связывается и в результате ослабевает. Вторичный процесс характеризуется смещением небольших количеств энергии с одного психического содержания на другое — способность, которую приобретает индивид в процессе своего развития, научаясь пользоваться вербальными символами. Эту гипотезу Фрейд сформулировал в 1900 году следующим образом:

«Ввиду этой целесообразности я и предполагаю, следовательно, что второй системе [«предсознательному»!] удается сохранить в покое большую часть энергии и использовать для смещения лишь незначительную ее часть. ...Я лишь придерживаюсь представления, что деятельность первой системы [системы бессознательного!] направлена на свободное истечение возбуждения и что вторая система [предсознательного!] благодаря исходящим от нее воздействиям препятствует этому истечению... Когда вторая система завершает свою критическую мыслительную работу, торможение и застой возбуждений прекращаются, что позволяет им обрести подвижность» (И/Ш, 605).

Систему предсознательного можно описать, как это уже сделано в топической теории, как взаимосвязанную структуру, исполняющую ряд определенных функций, которые одновременно служат как приспособлению к инстинктивным желаниям, так и приспособлению к настоящим и прошлым требованиям внешнего мира. Некоторые из этих задач можно вкратце охарактеризовать следующим образом:

а) Критическая оценка эмоциональных состояний и проникающих представлений. Это неотъемлемая часть процесса цензуры, которому подвергаются все психические содержания независимо от их происхождения (будь то содержание инстинктивного желания, пробужденное воспоминание или актуальное содержание восприятия) 7, прежде чем они смогут попасть в сознание.

б) Цензура инстинктивных желаний и их дериватов. Прежде это изображалась таким образом, словно она осуществляется на гипотетической границе между бессознательным и предсознательным, с одной стороны, или предсознательным и сознательным — с другой; однако цензуру следует рассматривать также как задачу, которая затрагивает предсознательное как целое и которая может осуществляться в любом месте этого предсознательного континуума, от глубин до самой поверхности. То, что исходит из бессознательного, может быть подвергнуто цензуре (или отвергнуто) везде, где оно, превысив некоторый определенный уровень интенсивности в предсознательном, создает конфликты. В цензуре следует видеть не только постепенное ослабление и затухание напряжения, достигаемое благодаря предсознательному, в не меньшей степени оно занято преобразованием угрожающих содержаний, при этом предсознательное придает им новый и более приемлемый вид.

в) Создание структурированной системы памяти. В бессознательном «воспоминания» связаны друг с другом простыми ассоциациями, не имеют прочного места, очень подвижны и не подлежат никакому формальному упорядочению. От этого построение структурированной системы памяти в предсознательном отличается тем,

251

что воспоминания о прошлом — в известных границах — могут систематически разыскиваться, идентифицироваться или регенерироваться, то есть им может придаваться определенное направление. Предпосылкой этого является своего рода «система складирования», которая обеспечивает вызывание и распознавание нужных воспоминаний для таких процессов, как мышление, преодоление проблем или фантазирование, и создает индивиду условия для того, чтобы ориентироваться в пространстве и времени. Фрейд фактически постулировал наличие целого ряда таких систем памяти («мнемических систем» ), представив впервые в седьмой главе «Толкования сновидений» (1900) свою топическую модель.

г) Проверка реальности. Эта развивающаяся под влиянием принципа реальности способность позволяет предсознательному делать различия между тем, что является «ирреальным» (фантазии, воспоминания, мысли и т.д.), и реальным, которое представляет «материальная» или «фактическая» реальность. Способность различать воображаемое и действительное является функцией, обусловленной процессом развития, относительно которой предполагается, что ее нет на ранних стадиях жизни, когда действительное и воображаемое исполнение желания между собой перепутаны.

д) Связывание психической энергии. Связывание энергии считается предпосылкой для осуществления вторичного процесса, поскольку при этом речь идет исключительно о небольших количествах энергии. Это предполагает наличие в пред-сознательном способности сдерживать и регулировать большие количества энергии и контролировать их стремление к оттоку. Благодаря такому связыванию энергии становится легче справляться с приходящими из бессознательного содержаниями, а процесс связывания энергии в предсознательном приводит к тому, что диктаторский характер этих желаний исчезает, хотя, возможно, лишь временно, поскольку в результате энергия влечения, наполняющая собой инстинктивные желания и их дериваты, как бы «уговаривается подождать», а предсознательное тем временем ищет решение конфликта, вызванного насильственным характером инстинктивных влечений. Связанная энергия находит также свое применение при построении более стойких структур внутри предсознательного, например при организации памяти и мыслительной работы.