Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 119 из 267)

Abriß der Psychoanalyse (1938). G. W. XVII Aus den Anfängen der Psychoanalyse. Изд.: М. Bonaparte, A. Freud, E. Kris. London: Imago 1950 Grunert, J.: Freud und Irma. Psyche, 29,1975 Hall, С S.: Цит. по: Н. Brand: The Study of Personality.

London, New York 1955 Isacower, O.: On the exceptional Position of the auditory

sphere. Int. J. Psa., 20, 1939 Jones, E.: The Life and Work of Sigmund Freud. Vol. I—

III. New York: Basic Books 1953-1957 Jovanovic, U. J.: Schlafforschung und ihre klinischen

Aspekte. Nervenarzt, 41, 5,1970 Kemper, W: Der Traum und seine Be-Deutung. Hamburg:

Rowohlt 1955 Klauber, J.: Über die Bedeutung des Berichtens von

Träumen in der Psychoanalyse. Psyche, 23, 1969 Kris, E.: On Preconscious Mental Processes. Psychoanalytic Quarterly, 19,1950,540-560, и New York: Int. Univ. Press 1955 Maf.der, A.: Selbsterhaltung und Selbstheilung. Zürich:

Rascher 1949

Rank, O.: Die Symbolschichtung im Wecktraum und ihre Wiederkehr im mythischen Denken. Jhb. psa. Forschung, 4,1919 Robert, W.: Der Traum als Naturnotwendigkeit erklärt.

Hamburg: Seippel 1886

Schur, M.: Freud, living and dying. London: Hogarth Press, Inst, of Psychoanalysis 1972 The id and the regulatory principles of mental functioning. London, Hogarth Press, Inst. of Psychoanalysis 1967

Silberer, H.: Der Traum. Stuttgart: Enke 1919 Sperber, H.: Über den Einfluß sexueller Momente auf Entstehung und Entwicklung der Sprache. Imago, 1, 1912

Stekel, W.: Die Sprache des Traumes. München, Wiesbaden: Bergmann 1911

Individuelle Traumsymbole. Zbl. Psychoanal., 4,1914 The Interpretation of Dreams. 1943 WiNNicoTT, D. W: Therapeutic Consultacions in Child Psychiatry. London: Hogarth 1971

343


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ

Петер Цизе

ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ — СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО МЕЖДУ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНОЙ

Теория влечений имеет для психоанализа основополагающее значение. Разработанная Фрейдом и многократно пересмотренная, она стал причиной многих проблем, которые пришлось ему преодолевать. Даже те, кто поначалу был сторонником Фрейда — например, Ранк, Адлер, Юнг и Штекель, — разошлись с ним не в последнюю очередь из-за его теории влечений. Несмотря на враждебное отношение бывших приверженцев, она заняла центральное место в психоаналитической теории. И по сей день, после бурного развития психологии Я (см. статью Г.Яппе и статью Г. Ф. Вальдхорна в т. III), психоанализ усматривает во влечениях первопричину всех психических процессов.

Согласно Фрейду (1905а), влечение возникает из внутренних соматических источников. Влечение не прекращает своего действия и постоянно оказывает влияние на психическое событие. Фрейд (1915а, 1917, 1938) выделяет четыре характеристики влечения: источник, объект, цель и настойчивость. Источником — пишет Фрейд (1905а), — является состояние телесного возбуждения, целью же — устранение этого возбуждения. На пути от источника к цели влечение оказывает психическое воздействие. Таким образом, влечения представляют собой силы, берущие начало в соматическом источнике, репрезентирующиеся психически и отличающиеся напористым характером. Они проявляются через репрезентанты представлений и аффектов. Для того, чтобы достичь своей цели, они направляются на объект, в котором или с помощью которого они и достигают удовлетворения. Фрейд (1905а) представлял себе влечение как сумму стремящихся к оттоку энергий. Цель влечения может быть достигнута и в собственном теле, но, как правило, она все же представляет собой внешний объект. Его внутренней целью неизменно остаются телесные изменения, воспринимаемые как удовлетворение.

Объект является наиболее непостоянным компонентом влечения. Изначально они между собой не связаны, и объекты влечений меняются в процессе развития. Предпосылкой является исключительно склонность к отводу влечения.

Фрейд (1905а) считал, что инстинктивные побуждения, происходящие из одного источника, могут присоединяться к побуждениям, возникающим из других источников, разделяя их дальнейшую судьбу. Более того, удовлетворение одного влечения может быть заменено удовлетворением другого. Наряду с объектами влечения переменной величиной являются также и цели. Как объект, так и цель могут быть заменены другими.

Фрейдовская теория влечений является дуалистической (1920), то есть он различает два влечения. При этом вначале речь шла о влечениях к самосохранению и сохранению вида, которые он называл «влечениями Я» и «сексуальными влечениями».

344

Когда Фрейд занимался невротиками (1905а), в поле его зрения попали прежде всего сексуальные влечения. К ним он относит не только генитальные, но и чувственно-догенитальные стремления. В нарушении их развития он усматривал причины невротических симптомов. В противоположность сексуальным влечениям Фрейд описал (1917, 1920, 1933) в качестве второго рода влечений влечения к самосохранению, которые локализованы в Я. К ним относятся, например, стремление к власти, потребность в самоутверждении, тенденции к преодолению, а также защитные процессы, называемые защитными механизмами Я, функция которых состоит в том, чтобы противостоять предосудительным побуждениям (см. статью В. Шмидбауэра). В отличие от пластичных, взаимозаменяемых сексуальных влечений влечения к самосохранению являются «непреклонными и безотлагательными» (XV, 104).

Фрейд (1923а, Ь, с) не сразу признал роль агрессивности, хотя уже в 1908 году Адлер выдвинул гипотезу о существовании автономного агрессивного влечения (см. статью К. Зеельманна в т. IV).

Наблюдая феномен навязчивого повторения, Фрейд был вынужден допустить наличие агрессивного влечения. Поэтому в 1920 году он объединил влечения Я и сексуальные влечения как в сущности однородные во «влечении к жизни» (эросе) и противопоставил им «влечение к смерти» (танатос). Цель влечения к смерти состоит в том, чтобы «привести живое в неорганическое состояние» (XIII, 269). Эрос носит конструктивный характер и охватывает противоположности влечений к самосохранению и сохранению рода, любви к Я и любви к объекту. Гартманн, Крис и Лёвенштейн (Hartmann et al. 1949, 1970, 1972), напротив, видят в понятии «влечения Я» самостоятельный источник влечений.

УЧЕНИЕ ОБ ИНСТИНКТАХ И ТЕОРИЯ ЛИБИДО

Фрейд (1895) открыл, что существует инфантильная сексуальность. Благодаря наблюдениям во время психоаналитических сеансов ему стало ясно, что начало сексуальной функции у ребенка совпадает с началом «внематочной» жизни. Детская сексуальность, как утверждал Фрейд, не тождественна во всем сексуальности взрослого человека, но обнаруживает многочисленные черты того, что у взрослых людей осуждается как извращение. Это привело к дальнейшему расширению понятия сексуальности. Тем самым стало возможно осмыслить нормальную детскую и первертированную половую жизнь в их соотношении. В результате появилось учение Фрейда (1905, 1910) о наличии двух фаз в сексуальном развитии с латентным периодом между ними. Кроме того, сюда же относится наблюдение Фрейда, что человек предрасположен к бисексуальности, из-за чего в психической сфере возможны нарушения развития к окончательной половой роли.

Динамическое проявление сексуального влечения в душевной жизни Фрейд назвал либидо (1905а, Ъ). Это либидо состоит из парциальных влечений, на которые сексуальное влечение вновь может распасться. Эти парциальные влечения лишь постепенно объединяются в определенные структуры. Их источником Фрейд называл органы человека и прежде всего определенные эрогенные зоны (1905а, 1915а, 1923b, 1933). Он признавал также, что все функциональные процессы в теле вносят свой вклад в либидо. В онтогенезе человека отдельные парциальные влечения вначале стремятся к удовлетворению независимо от друг от друга, но в процессе развития все более централизуются. В качестве первой доге-нитальной организации либидо Фрейд (1905а) описал оральную организацию, когда главную роль играет область рта младенца. За ней следует анально-садист-

345

екая организация, которая характеризуется тем, что особое значение приобретает анальная область тела (то есть функции выделения). В качестве третьей и последней организационной ступени следует объединение парциальных влечений под приматом генитальных зон.

Знание генеза влечений, а также парциальных влечений позволило Фрейду (1905а, 1910, 1938) выявить так называемые ступени психосексуальной организации. Теперь стало возможным не только рассматривать психопатологию с дескриптивно-феноменологической точки зрения, но и связать психопатологию с парциальными влечениями и ступенями психосексуальной организации, а также объяснять ее нарушениями в развитии. Фрейду удалось доказать, что у больного в процессе его патологического развития не происходит нормальной трансформации сексуального влечения. Оно не утрачивает своего сексуально-инстинктивного характера и не отказывается от своего первоначального сексуального объекта, равно как и от своей сексуальной цели.

Смену чисто инстинктивной формы энергии, присущей стремлению, формой, соответствующей стремлениям Я, Фрейд (1915а, 1938) назвал нейтрализацией инстинктивной энергии. Отказ от непосредственного отвода влечения согласно принципу удовольствия—неудовольствия и контроль над удовлетворением влечения посредством Я и замены первоначальной цели влечения целями Я Фрейд называет процессом сублимации (1905а).

УЧЕНИЕ ОБ ИНСТИНКТАХ И АГРЕССИВНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ

По поводу предполагаемого Фрейдом (1920) влечения к смерти мнения разделились. Многие аналитики, например Фенихель (Fenichel 1936, 1945) и Райх (Reich 1933), усматривают в концепции влечения к жизни и влечения к смерти не психологические, а биологические понятия. Некоторые аналитики, например Нунберг (Nunberg 1971) и Кляйн (Klein 1962), тем не менее отстаивают гипотезу о влечении к смерти. Вельдер (Wälder 1963) также не исключает полностью возможность существования влечения к смерти.

Аналог для определения либидо Фрейд видит в агрессивном влечении, понятие о котором он ввел в 1920 году в качестве «предъявляемого душе и исходящего из соматических процессов рабочего требования». Присоединение агрессивного влечения к предполагаемому Фрейдом влечению к смерти привело к дискуссии, которая не завершилась и поныне. Гартманн, Крис и Лёвенштейн (Hartmann et al. 1949, 1970, 1972) полагают, что доказать существование влечения к смерти является скорее задачей биологов. Предположение, что агрессия является влечением человеческой жизни, тем самым не поколеблено. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что влечения Я, наличие которых Фрейд изначально предполагал, наряду с либидо и агрессией проявляют себя в психике в качестве третьей самостоятельной силы. В своей работе 1920 года Фрейд отстаивает взгляд, что агрессия действует «по ту сторону принципа удовольствия». Он пишет, что, в отличие от отвода либидо, отвод агрессии не является чем-то самим по себе приятным. Только тогда, когда агрессия смешивается с либидо, иными словами, эротизируется, и направляется против репрезентантов внешних объектов, отвод агрессии вызывает удовольствие.