Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 124 из 267)

Эдипов конфликт является следствием психического и физического созревания и развития ребенка. Биологический компонент эдиповой амбивалентности характеризуется бисексуальной предрасположенностью человека. Социальные корни эдиповой амбивалентности проявляются в том, что ребенок любит обоих родителей, однако, с другой стороны, из-за соперничества ребенка с родителем того же пола возникает чувство ненависти к одновременно любимому объекту.

В эдиповой ситуации можно выделить позитивный и негативный эдипов комплекс. При позитивном эдиповом комплексе мальчик сексуально вожделеет к матери и в своих фантазиях ставит себя на место отца. В результате возникают позитивные сексуально окрашенные чувства к матери и амбивалентные чувства к отцу. При негативном эдиповом комплексе мальчик ненавидит мать и отвергает ее как сексуальный объект. Поэтому его любовные желания обращаются на отца, что может привести к развитию гомосексуальных наклонностей. Отвержение матери мальчиком может иметь различные причины. Во-первых, мальчик видит, что мать не отвечает на его сексуальные желания и отдается «сопернику», во-вторых, его отношение к ней может корениться в догенитальных разочарованиях. Несмотря на отвержение матери, он из страха идентифицирует себя с ней и в фантазии перенимает ее роль по отношению к отцу. Речь здесь идет о негативном эдиповом комплексе, который отличаются пассивно-женской установкой с угрозой нарушений в дальнейшем потенции или гомофилии.

Обычно мальчик отождествляет себя преимущественно с отцом, а девочка с матерью. Тем не менее следует констатировать, что простого, позитивного эдипова комплекса в чистом виде практически не бывает; как правило, речь идет о смешанных формах.

357

Ребенок воспринимает в эдиповом конфликте не только единые специфические для пола образцы поведения, бытующие в обществе, но и дополнительно к типичным ролевым также и индивидуальные, в той или иной мере конфликтные сексуальные установки родителей. Собственные детские потребности, преформированные опытом, накопленным на ранних стадиях развития, противостоят, с одной стороны, общественным, а с другой стороны, индивидуальным факторам родителей. Вследствие этой конфронтации эдипов комплекс получает у ребенка специфическое выражение и в зависимости от конкретной ситуации преодолевается с той или иной степенью конфликтности. Результат индивидуального противостояния ребенка эдиповой ситуации и содержащейся в ней принципиально общей, но в то же время специфической для данной семьи конфликтной констелляции отныне оказывает бессознательное влияние на объектные отношения.

Из-за эдипового инцестуозного желания у мальчика возникает конфликт амбивалентности с отцом, поскольку в своей фантазии он воспринимает его как соперника. Исходным пунктом, объектом удовольствия и тем самым органом соперничества в этом конфликте являются гениталии. Соперничать означает бороться, бороться означает иметь противника, иметь противника означает оценить его силы и бояться его в этой ситуации. По этой причине мальчик боится, что отец отомстит ему, если он отважится на попытку отнять у него мать. Поскольку исходным пунктом этого развития являются гениталии, то и страх тоже переживается в гениталиях, то есть мальчик опасается, что отец отнимет у него гениталии, чтобы раз и навсегда показать ему, что о нем как о сопернике уже не может быть и речи. Этот возникающий у мальчика страх и порождаемые им представления и чувства Фрейд (1900, 1901) назвал «комплексом кастрации». Нередко бывает так, что родители угрожают мальчику отнять в качестве наказания за онанизм его пенис или говорят, что он его потеряет. Эта тревога взрослых воспитателей в связи с детской сексуальностью коренится в собственной сексуальной проблематике. С импульсами, от которых они защищались, теперь нужно вести борьбу в ребенке. Страх кастрации усиливается еще больше, когда мальчик обнаруживает, что у девочки и в самом деле нет пениса. Даже и без предшествующих угроз этого открытия достаточно, чтобы у мальчика возникли серьезные страхи, поскольку пенис для него нарциссически сверхкатектирован. Типичными детскими фантазиями являются фантазии об отрезанном у женщин пенисе. Отсюда возникает страх лишиться собственных гениталий. Если мальчик не может преодолеть этот страх, впоследствии возникают нарушения потенции, поскольку вид лишенной пениса женщины мобилизует его старый, но вместе с тем бессознательный страх. При выраженной пассивно-женской установке мальчик нередко примиряется с кастрацией. Следствием этого является отказ от своих мужских сексуальных желаний. В таком случае возникает желание обладать женскими гениталиями вплоть до стремления лишиться пениса. Эта установка, при которой имеет место уже не страх, а желание кастрации, называется «женским мазохизмом» (вызванная страхом идентификация с женщиной). С этим женским мазохизмом связано обостренное чувство неполноценности; вследствие этого мужская активность в значительной степени становится заторможенной (см.статью Ж.-М. Алби и Ф. Паше). Если мальчик внешне преодолел страх кастрации, может случиться так, что из-за отсутствия у женщины пениса, у него возникает совершенно определенная позиция, а именно презрение к женщинам, которых он считает неполноценными как раз потому, что у них нет пениса. Эта гипертрофированная фаллическая гордость позволяет увидеть, что бессознательно существующий страх кастрации одолевается избыточной реакцией. Из вышесказанного становится очевидным, что комплекс кастрации развивается у мальчика на почве эдипова комплекса.

358

В эдиповой ситуации, то есть к тому времени, когда нарциссический выбор объекта превращается в объектную любовь, у мальчика возникает конфликт, для которого, похоже, нет решения. Он соперничает с отцом за обладание матерью, следствием чего является страх кастрации. Но если бы, чтобы избежать страха кастрации, он отказался от матери как объекта, ему бы пришлось направить свои либидинозные потребности ни отца. Следствием этого стала бы гомосексуальная ориентация с логически вытекающей необходимостью быть похожим на мать. Тем самым мальчик оказался бы в женской позиции. Он отказался бы от своих мужских инстинктивных притязаний и создал ситуацию, равнозначную кастрации, которой он опасался. Таким образом, с одной стороны, возникает страх кастрации, с другой — состояние, аналогичное кастрации. В любом случае гениталиям угрожает опасность, а потому обе возможности поведения неприемлемы. Если вспомнить вдобавок, что к этому времени гениталии идентифицированы с Я, для ребенка складывается угрожающая ситуация. Либидинозное удовлетворение, следовательно, оказывается невозможным. В результате возникает застой либидо с потерей психической устойчивости (Freud 1915b). Поскольку либидо обладает способностью отстраняться от состояния, которое не может принести удовольствия, происходит регрессия либидо к догенитальным возможностям удовлетворения, в данном случае вплоть до оральной стадии организации (Freud 1923a; Nunberg 1971). Здесь имеется в распоряжении механизм идентификации, который, будучи амбивалентным, пригоден для того, чтобы одновременно удовлетворить как чувства любви, так и чувства ненависти к отцу. Если мальчик идентифицируется с отцом, он отказывается от отца как объекта своих гомосексуальных желаний и удовлетворяет свои враждебные к объекту побуждения. С другой стороны, посредством идентификации он получает возможность удовлетворить свои либидинозные желания. Он помещает отца с его ограничивающими влечения чертами и направленными на него чувствами в свое Я. Таким образом благодаря идентификации возникает ядро Сверх-Я (см. статью Д. Айке). Тем самым Сверх-Я представляет собой, в сущности, образ отца, внедренный в Я мальчика. Этот образ означает здесь не только реальный характер отца, но и все чувства, возникающие у мальчика по отношению к отцу. Они коренятся не только в поведении отца в эдиповой ситуации, но и проистекают также из конституциональных факторов, таких например, как сила влечения мальчика. Вместе с тем, из-за нарушений процесса нормального развития они носят на себе также отпечаток чувств, возникших в догенитальный период. Если, например, не произошло достаточного смешения влечений, отец, сам по себе адекватный в своем поведении, наделяется ребенком мощными садистскими импульсами, которые теперь тоже шпроецируются и из Сверх-Я оказывают влияние на Я. Так, например, Сверх-Я может иметь важные черты собственного Оно мальчика. Деструктивные импульсы, помещенные теперь в Сверх-Я, противодействуют, например, сексуальным побуждениям и заботятся о соблюдении запрета на инцест со стороны отца. Благодаря запрету инцеста мальчик отказывается от сексуальных желаний по отношению к матери и, десексуали-зированные, они возвращаются к нему в виде нежности. Поскольку эти чувства проистекают из догенитального удовлетворения, они не опасны и не связаны с генитальными ощущениями. Гениталии оказались спасены благодаря идентификации с отцом, однако в действительности они прежде всего утратили свою функцию. Таким образом, эдипов комплекс у мальчика исчезает вследствие комплекса

кастрации.

У девочек ситуация выглядит иначе. Сначала возникает комплекс кастрации и лишь затем эдипов комплекс. Это означает, что девочка в фаллическо-нарциссичес-кой фазе прежде всего должна воспринять отсутствие пениса. Комплекс кастрации

359

у девочки, характерной чертой которого является зависть к пенису (S. Freud 1905a; А. Freud 1964,1968; Lampl-de Groot 1927,1956-1957; Deutsch 1925,1930; Fenichel 1967, 1973; Nunberg 1971), вначале пробуждает у нее те же фантазии, которые проявляются в страхе кастрации у мальчика. Определяющим для этого возраста является то, что девочка надеется, что пенис у нее еще вырастет. Но реальность не оправдывает эти детские ожидания. В результате возникает чувство неполноценности, поскольку девочка не может отказаться от желания иметь пенис. Особенно сильным это чувство неполноценности становится в том случае, если девочке уже пришлось испытать тяжелые разочарования в своих отношениях с матерью, вызвавшие у нее чувство, что она «укорочена». Если девочка восстает против того, что у нее нет пениса, у нее возникает мужской комплекс. Девочка усваивает типично мужские черты и позднее как женщина не может испытать полного сексуального удовлетворения. Большое значение для возникновения и проявления невротических симптомов имеют эдиповы фантазии. В этих фантазиях, однако, представление о кастрации может быть заменено его догенитальными предшественниками. Так, представление о кастрации часто находит свое выражение в анальных и оральных фантазиях, связанных с отказом от пищи, отвыканием от материнской груди, дефекацией (о потере, похищении) или же родами. С другой стороны, может быть так, что за фантазиями о кастрации скрывается их догенитальная репрезентация, причем они могут сопровождаться не столько страхом, сколько стоящими за ними вытесненными догенитальными нарушениями, которые находит свое выражение благодаря процессу смещения.