Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 83 из 267)

241

способное присоединиться к любому подходящему представлению), а также приступы страха, pavor nocturnus [ночной страх (лат.). — Ред.] и приступы головокружения. Невроз страха может быть «приобретенным» или обусловленным наследственно. В первом случае его факторы сводятся к воздействию сексуальных «вредностей», которые у мужчины и женщины качественно различаются. У обоих полов мастурбация и переутомление считаются факторами, вносящими свой вклад в картину болезни. Хотя при неврозах страха сам страх имеет лишь соматические, а не психические причины, основной акцент в изложенных фрейдовских представлениях делается на накоплении неотведенного телесного напряжения, которое, в соответствии с положениями первой теории страха, превращается в чувство страха. Фрейд указывал на то, что специфический механизм следует искать в отклонении соматической сексуальной энергии и в последующем аномальном проявлении этого возбуждения. Следует заметить, что Фрейд принципиально отличает это соматическое сексуальное напряжение от имеющейся в сексуальном аффекте психической энергии, о которой уже на первом этапе он говорит как о «либидо», хотя на втором этапе значение этого термина подверглось существенному изменению.

Топическая модель психического аппарата

Психоаналитическая теория, относящаяся ко второму этапу, разрабатывалась Фрейдом в течение более четверти века. К этому периоду относится огромное число важнейших теоретических формулировок, множество подробных разборов случаев, клинических наблюдений и статей о психоаналитических техниках. Во всех этих трудах постоянно прослеживается взаимосвязь между теоретическими размышлениями, клиническими формулировками и соответствующими конструктами (см. также: Sandier, Dare, Holder 1973). В результате такого взаимного влияния теория постоянно изменялась, поэтому в дальнейшем топическая теория психического аппарата будет рассмотрена в несколько упрощенном виде, при этом мы оставим в стороне те теоретические позиции, от которых на втором этапе отказался сам Фрейд и которые вступают в противоречие с самой концепцией.

Уже во введении отмечалась та роль, которую сыграли фрейдовский самоанализ, анализ сновидений, как собственных снов, так и снов его пациентов, в коренном изменении его взглядов. В конце прошлого века эти изменения оформились и привели к смещению внимания от внешней действительности (прежде всего от травматических событий) к тому, каким образом психический аппарат обходится со спонтанными внутренними влечениями и их разнообразными дериватами. Начало второго этапа и новая концепция психического аппарата характеризуются тем, что Фрейд вдруг понял, что мнимые «воспоминания» его пациентов о фактических событиях (сексуальном совращении) на самом деле были воображаемым исполнением желания.

С клинической точки зрения наступление второго этапа означало также отказ от гипотезы об актуальности сексуальных совращений и явное смещение фрейдовского интереса, как с клинической, так и теоретической точки зрения, к роли сексуальных представлений-желаний, а также осознанных и неосознанных фантазий пациентов об исполнении желания. На протяжении всего второго периода основной функцией психического аппарата Фрейд считал овладение влечениями, то есть их обуздание. При этом внешняя реальность обычно принималась в расчет с точки зрения того, в какой мере она позволяла — если позволяла вообще — удовлетворение влечений в той или иной форме.

Теперь это выглядело так, словно индивид оказывается во власти исходящих изнутри побуждений. Поскольку вряд ли имеются какие-либо условия, в которых

242

этим побуждениям было бы позволено еще раз непосредственно проявиться после детского возраста, они могут заявить о себе лишь косвенно, а именно в виде появления на поверхности замаскированных влечений, поднимающихся из глубин психического аппарата. Зачастую это приводит к конфликтам, а попытка их разрешить может стать причиной патологических явлений. Необходимость считаться с требованиями повседневной реальности, обусловленная влечением к самосохранению, может вызывать у индивида душевные проблемы из-за постоянного влияния того, что происходило в прошлом. Такая проблема возникает, по существу, из-за резкого несоответствия между стремлением к удовлетворению инстинктивных желаний, с одной стороны, и грозящей опасностью получить психическую травму, оказавшись в их власти, — с другой. Травма теперь понимается двояко, а именно как опасность получить серьезное повреждение или рану или испытать отвержение или наказание (особенно отчетливо в случае лишения родительской любви или угрозы кастрации), а также — как уже излагалось на первом этапе — как опасность для индивида оказаться во власти исходящего от влечения возбуждения. На втором этапе как нормальные, так и патологические процессы описываются с точки зрения внутренних психических процессов адаптации к давлению и требованиям влечений. Для Фрейда влечения являлись «пограничным понятием между душевным и соматическим, психическим репрезентантом возникающих внутри тела и достигающих души раздражителей, мерой рабочей нагрузки, возложенной на душевное вследствие его связи с телесным» (X, 214).

На втором этапе психический аппарат рассматривался с точки зрения того или иного варианта «топической» модели. Свое название она получила в связи со стремлением Фрейда изобразить психику «топографически», при этом акцент делался на психическом взаимоотношении и взаимодействии между качественно различными слоями, или системами, психического аппарата. Понятие «психической локальности» впервые было введено в 1900 году в «Толковании сновидений». Исходный пункт этой психической «топографии» лежит в психическом качестве сознания. Присвоенные различным системам психического аппарата названия указывают на их расстояние от поверхности этого образования, то есть сознания. Эти три системы называются: система бессознательного (Без), система предсознательного (Псз) и система сознательного (Сз) 6. Между этими системами имеются границы, которые, однако, нельзя однозначно определить и которые отнюдь не всегда являются действенными. Во сне, например, они считаются легко проницаемыми. Также считается, что эти границы стираются в период относительной душевной гармонии и «психического равновесия» и только во время душевных конфликтов эти различные системы следует считать строго разграниченными и отдельными сущностями. Желание смерти сопернику может, например, приниматься всеми тремя системами, пока этот соперник в добром здравии, но, если он вдруг заболел (особенно если он к тому же является любимым членом семьи), может возникнуть конфликт; посредством вытеснения желание может быть отослано в систему бессознательного.

В топической теории психического аппарата Фрейда предполагается, что эти различные системы создают некий континуум, в котором психические содержания — в соответствии с фрейдовской пространственной метафорой — располагаются либо в более глубоких слоях каждой из этих систем, либо ближе к их поверхности. Система бессознательного находится в самом глубоком, укромном и недоступном месте психического аппарата, тогда как система сознательного составляет самую верхнюю и наиболее доступную его часть.

То, что понятию бессознательного приписываются разные значения, нередко приводит к путанице. Так, оно может относиться к одной из основных систем в топической теории, а именно к бессознательному, которое функционирует по сво-

243

им специфическим принципам и правилам; а его содержания, пока они остаются исключительно внутри этой системы, всегда обладают качеством бессознательного (или характеризуются тем, что у них отсутствует качество сознательного). Система предсознательного состоит из психических содержаний, которые также имеют качество бессознательного, однако — в отличие от системы бессознательного — эти содержания являются бессознательными лишь в дескриптивном смысле, тогда как содержания системы бессознательного являются бессознательными в динамическом значении, если из-за своего противодействия они подлежат вытеснению (контркатексис), которое должно не допустить их появления в системе предсознательного. Таким образом, всегда надо иметь в виду, что тут является бессознательным с дескриптивной точки зрения и как это понятие используется для характеристики той или иной специфической системы.

Поскольку содержания системы бессознательного стремятся выразить себя на поверхности, однако сдерживаются активным противодействием, они понимаются как динамически бессознательные. Следовательно, понятие динамически бессознательного связано с содержаниями, образующими часть системы бессознательного, тогда как отнесение к дескриптивно бессознательному означает, что оно может включать в себя содержания либо из бессознательного, либо из предсознательного.

Как мы уже знаем, понятие защиты от «невыносимого» представления было введено Фрейдом на первом этапе. Его развитие было тесно связано с точкой зрения, что между различными системами существуют границы, задача которых состоит в том, чтобы производить цензуру психических содержаний. Задача цензуры в конечном счете виделась в том, чтобы защищать сознание от осознания тех инстинктивных желаний, которые могли бы представлять непосредственную или прямую угрозу, появись они на поверхности. Эта цензура происходит целиком вне сознания. Поскольку топическая точка зрения развивалась параллельно с клиническими методами и соответствующими техниками второго этапа, легко понять, как возник этот взгляд на душевное явление. Предположение, что в относительно независимых «свободных ассоциациях» пациента отражается появление проистекающих изнутри и стремящихся на поверхность влечений, в результате изучения сновидений, равно как и благодаря исследованию обмолвок, неловких действий, симптомообразования, художественной деятельности, религиозных убеждений и т.д., распространилось и на другие аспекты поведения и душевного события. Поведение в целом рассматривалось как мотивированное преимущественно влечениями и считалось попыткой, претерпев из-за цензуры определенные изменения, исполнить закамуфлированные или искаженные желания, исходящие от инстинктов.