Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 126 из 267)

362

Часть энергии либидинозных и агрессивных влечений сдерживается в отношении цели и сохраняется в форме нежных чувств по отношению к родителям, тогда как остальная энергия сосредоточивается на новых, признанных Сверх-Я и желанных для Я объектах.

Вследствие отделения от семьи родительские идеалы в значительной степени утрачивают свое доминирующее влияние. В результате перед Я встает необходимость пересмотреть свои ценности, нормы и способы поведения. Этот процесс развития из-за сильной неуверенности Я поначалу сопровождается прорывами либидинозных и агрессивных влечений. Возникает фаза, в которой совершается множество идентификаций. С одной стороны, Я стремится к отводу влечений, с другой стороны, оно служит предотвращению страха, возникающего из-за натиска инстинктивных побуждений. Согласно Анне Фрейд (А. Freud 1964), страх перед силой влечения становится полем битвы между Я и Оно. Я задействует все защитные механизмы, чтобы не уступить давлению влечений. Если в этой борьбе между Я и Оно поражение терпит Оно, то Я постоянно нуждается в очень больших количествах энергии для защиты от влечений, что наносит значительный урон ориентации во внешнем мире и развитию. Если же поражение терпит Я, то возникает состояние, следствием которого является безудержное удовлетворение влечений со склонностью к бродяжничеству и наркомании (см. статью Э. Люрссена в т. II).

И все же, как правило, в конце этой фазы молодой человек выходит из этой борьбы с несколько смягченным Сверх-Я и умеренным Я-идеалом. Он располагает энергией как для дальнейшего развития Я, так и для создания и сохранения зрелых объектных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

Abraham, К.: Untersuchungen über die früheste prägenitale Entwicklungsstufe der Libido (1916). В: Psychoanalytische Studien. Frankfurt/M.: Fischer, Conditio humana, 84, 1969a

Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido aufgrund der Psychoanalyse seelischer Störungen (1924). B: Psychoanalytische Studien. Frankfurt/M.: Fischer, Conditio humana, 113, 1969b

Adler, A.: Der Aggressionstrieb im Leben und in der Neurose. Fortschr. d. Med., 26,1908, 577

BAHNT, M.: Zur Kritik der Lehre von den prägenitalen Libidoorganisationen. Int. Zeitschr. f. Psa., 21,1935,525 Frühe Entwicklungsstadien des Ich. Primäre Objektliebe. Imago, 23,1937, 270 Liebe zur Mutter und Mutterliebe. Imago, 24,1939, 33

Brenner, Ch.: Grundzüge der Psychoanalyse. Frankfurt/

M.: Fischer 1967 Deutsch, H.: Der feminine Masochismus und seine

Beziehung zur Frigidität. Int. Zeitschr. f. Psa., 16,1930

Psychoanalyse der weiblichen Sexualfunktion. Neue

Arb. z. ärzd. Psa., 5, 1925 Dollard, J., et al.: Frustration and Aggression.

Newhaven/Conn.: Yale Univ. Press 1939 Eibl-Eibesfeldt, I.: Liebe und Haß. München: Piper 1970 ElCKE, D.: Vom Einüben der Aggression. Geist und

Psyche, T. 2093. München: Kindler 1972

Erikson, E. H.: Childhood and Society. New York: Norten 1950

Fenichel, O.: Perversionen, Psychosen, Charakterstörungen. Darmstadt: Wissenschaftl. Buchgesellsch. 1967a

Hysterie und Zwangsneurosen. Darmstadt: Wissenschaftl. Buchgesellsch. 1967b

Psychoanalytische Neurosentheorie. Wien: Scheyer 1973

Ff.rf;.nc/j, S.: Bausteine zur Psychoanalyse. Bern, Stuttgart: Huber 1964

Freud, A.: Das Ich und die Abwehrmechanismen. Wien 1936; Geist und Psyche, T. 2001. München: Kindler 1973

Wege und Irrwege in der Kinderentwicklung. Bern, Stuttgart: Huber, Klett 1968

Freud, S.: Studien über Hysterie (1895). G. W I Die Traumdeutung (1900). G. W. II/III Zur Psychopathologie des Alltagslebens (1904). G. W. IV

Die Freudsche psychoanalytische Methode (1904).

G. W. V

Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905a). G. W V

Bruchstück einer Hysterie-Analyse (1905b). G. W. V

Charakter und Analerotik (1907). G. W. VII

Ober infantile Sexualtheorien (1908a). G. W. VII

363

Hysterische Phantasien und ihre Beziehung zur Bisexualität (1908b). G. W. VII

Analyse einer Phobie eines Fünfjährigen Knaben (1909). G. W. VII

Über Psychoanalyse (1910). G. W. VIII

Formulierungen über zwei Prinzipien des psychischen Geschehens (1911). G. W VIII

Die Disposition zur Zwangsneurose (1913). G. W. VIII Erinnern, Wiederholen, Durcharbeiten (1914a). G.WX Zur Einführung des Narzißmus (1914b). G. W. X Triebe und Triebschicksale (1915a). G.WX Die Verdrängung (1915b). G.WX

Einige Charaktertypen aus der psychoanalytiscben Arbeit (1915c). G. W. X

Ober Triebumsetzungen, insbesondere der Analerotik (1916). G.WX

Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse (1917). G.W. XI

Jenseits des Lustprinzips (1920). G. W XIII Das Ich und das Es (1923a). G. W XIII Psychoanalyse und "Iibidotheorie" (1923b). G. W XIII Die infantile Genitalorganisation (1923c). G. W XIII

Das ökonomische Prinzip des Masochismus (1924a). G. W. XIII

Der Untergang des Ödipuskomplexes (1924b). G. W. XIII

Kurzer Abriß der Psychoanalyse (1928). G. W. XIII

Einige psychische Folgen des anatomischen Geschlechtsunterschiedes (1925). G. W. XIV

Über die weibliche Sexualität (1931). G. W XIV

Neue Folge zur Einführung in die Psychoanalyse (1933). G. W. XV

Die Weiblichkeit (1929). G. W. XV

Abriß der Psychoanalyse (1938). G. W. XVII

Gillespie, W. H.: Notes on the Analysis of Sexual Perversions. Int. J. Psa., 33, 1952

Aggression und Triebtheorie. Psyche, 25, 1971, 452

Greenacre, Ph.: Trauma, Growth and Personality. London 1953

Hartmann, H.: Ich-Psychologie und Anpassungsproblem. Stuttgart: Klett 1970 (отдельный оттиск из: Psyche, XIV, 1960)

Essays on Ego-psychology. New York: Int. University Press 1964

Hartmann, H., Kris, E., Loewenstein, R. M.: Notes on theory theory of aggression. Psa. Study Child, 3/4, 1949

Jacobson, E.: The self and the object world. New York: Int. Univ. Press 1964

Jones. E.: The Phallic Phase. B: Papers on Psychoanalysis, Bailliere, London 1950, 469

Über analerotische Charakterzüge. Int. Zeitschr. f. Psa., 5,1919

Haß und Analerotik in der Zwangsneurose. Int. Zeitschr. f. Psa., 1913, 425

Klein, M.: Das Seelenleben des Kleinkindes. Stuttgart: Klett 1962

Lampl-de Groot, J.: Anmerkung zur psychoanalytischen Triebtheorie. Psyche, 10,1956/57,194

Zur Entwicklungsgeschichte des Ödipuskomplexes der Frau. Int. Zeitschr. f. Psa., 13, 1927

Lorenz K.: Das sogenannte Böse. Wien: Borotha-Schoeler 1963

Mitscherlich, A.: Aggression und Anpassung. Psyche, 10/11,1957/58

Nunbf.rg, H.: Allgemeine Neurosenlehre. Bern, Stuttgart, Wien: Huber 1971

Pulwer, S. E.: Narzißmus; Begriff und metapsychologische Konzeption. Psyche, 26, 1972, 34

Rapaport, D: The Structure of psychoanalytic theory. New York 1968

Reich, W: Die Sexuelle Revolution. Frankfurt/M.: Europäische Verlagsanstalt 1970

Charakteranalyse. Bremen: Plopp-Versand 1971 Der triebhafte Charakter. Wien: IPV 1925 Sadger, I.: Analerotik und Analcharakter. Die Heilkunde, 1910

Sado-Masochismus. Int. Zeitschr. f. Psa., 12, 1926

Simmel, E.: Zum Problem von Zwang und Sucht. Ber. v. allg. ärztl. Kongreß für Psychoth., 1930, 112

Simmel, G.: Soziologie: Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung. München, Leipzig: Duncker und Humblot 1908

Spitz, R. A.: First year of Life. New York 1966

Stone, L.: Reflections on the psychoanalytic concept of aggression. Brill. Mem. Lectures. New York: Psychoanalytic Society, 1968

Waelder, R. R.: Die Grundlagen der Psychoanalyse. Bern, Stuttgart: Huber, Klett 1963

364


ЗНАЧЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ В ТРУДАХ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

Бернд Ницшке

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Попытка определить значение сексуальности в трудах Зигмунда Фрейда наталкивается на ряд трудностей, которые можно лишь указать, но не решить. Эти трудности должны в свою очередь рассматриваться прежде всего безотносительно теории Зигмунда Фрейда.

Понятие «сексуальность» употребляется в донаучном обиходе, равно как и в научном, в столь разных значениях. что представляется невозможным точно очертить его границы и дать ему содержательное определение. Столлер (Stoller 1968) полагает даже, что это понятие относится к столь многим и столь разным явлениям, что, будучи оторванным от строго конкретной постановки вопроса, оно, по существу, вообще перестает выражать какое-либо содержание. Наконец, трудно ответить на вопрос, что вообще следует понимать под сексуальностью, поскольку по сей день не существует общепринятой научной теории, в рамках которой проблему сексуальности можно было бы изложить связно (ср. например: Schmidt 1975).

Хотя здесь можно понимать разработанную Фрейдом психоаналитическую теорию, в частности, и как попытку — пусть даже и не завершенную — изложить проблему сексуальности в относительно четко очерченных теоретических рамках. Но при более тщательном анализе этой теории выясняется, что именно попытка Фрейда подробнее осветить проблему человеческой сексуальности и привела к тому, что понятие сексуальности стало трактоваться все шире, покуда в конце концов отчетливо не сомкнулось с философским представлением об «эросе». Тем самым, однако, строго научное определение понятия «сексуальность» снова оказалось под вопросом.

Понимание Фрейдом сексуальности отличается противоречивостью, причины которой следует приписать двум различным, взаимоисключающим исходным позициям. С одной стороны, Фрейд пытался подойти к проблеме с точки зрения строго научной постановки вопроса. Он видел обоснование своих теоретических усилий в отношении проблемы сексуальности в биологии и физиологии. Но поскольку по сути дела его интересовали психические факторы сексуальности, то он стремился с помощью психоаналитического метода показать, как происходит трансформация соматических факторов в психические. В конце концов это привело к появлению своего рода мифологии влечений, которая, хотя и представляет собой краеугольный камень разработанной Фрейдом психоаналитической теории, но вместе с тем практически не позволяет очертить границы того, что, с точки зрения Фрейда, следует понимать под сексуальностью. Концепции, разработанные в контексте теории либидо, исходным пунктом которой в свою очередь является проблема человеческой сексуальности, особенно ясно показывают,

365

в сколь разветвленных значениях Фрейд связывает человеческую сексуальность с развитием личности.

Упомянутая противоречивость фрейдовской трактовки сексуальности находит своего рода разрешение в постулате бессознательного (см. статью Г. Кнаппа). Фрейд разграничивает — причем не только в отношении проблемы сексуальности — самостоятельную «психическую реальность» и «материальную реальность». Тем самым он продолжает традицию, присущую западноевропейской философии. В предполагаемом Фрейдом бессознательном пересекаются оба рода реальности. Бессознательное проявляется в виде пограничной сферы между соматическим и психическим. В понимании Фрейда бессознательное является истинно реальным психическим. Оно в свою очередь содержит репрезентанты влечений, истоки которых имеют соматическую природу (1915d). В этой связи Эриксон (Erikson 1957) указывает, что представление Фрейда об истинно реальном психическом, то есть о бессознательном, имеет непосредственное отношение к шопенгауэровскому понятию силы «воли». Но поскольку сексуальные влечения следует рассматривать в тесной связи с системой бессознательного, «сила» которой — либидо, специфическая форма психической энергии — претерпевает там ряд характерных превращений и, выйдя за пределы системы бессознательного, в значительной степени детерминирует внешне асексуальное поведение человека, то психический фактор, который Фрейд признает за сексуальностью человека, должен интерпретироваться исключительно под углом зрения фрейдовского понятия бессознательного. Тем самым гипотеза о психической реальности бессознательного неизбежно приводит к уже упомянутым представлениям Фрейда из области мифологии влечений, относящимся к проблеме сексуальности. Если учесть постулат о бессознательном, то между предполагаемой соматической основой человеческой сексуальности и выдвинутыми Фрейдом гипотезами из области мифологии влечений уже нет прямого противоречия, наличие которого между естественнонаучной и скорее философской постановками вопроса следовало предполагать до этого. Тем самым, однако, при попытке специфического разграничения проблемы сексуальности в теории Фрейда возникают едва ли преодолимые трудности, поскольку трудно определить, где сексуальность в узком смысле перестает играть решающую роль для прочих психических явлений.