Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 250 из 267)

Стандартный паттерн коитуса между мужчиной и женщиной сформировался во взаимодействии нашего биологического (как представителей класса млекопитающих) и культурного наследия.

Для стандартного или нормального сексуального переживания характерно прежде всего то, что половой акт совершается между партнерами противоположного пола. Оргазм обычно достигается при проникновении пениса в вагину. Вместе с тем существует тенденция к смешению ощущений удовольствия, например орально-генитальных действий с другими сенсорными модальностями. Прикосновение, поцелуй, рассматривание нацелены на то, чтобы повысить степень возбуждения, предшествующего оргазму. Дефекация и мочеиспускание не входят в эту доставляющее сексуальное удовольствие деятельность. Наличие социальных и/или заботливых чувств — любви, радости, нежности — добавляют к удовольствию компонент, основанный на такого рода приятных переживаниях. Садизм, злость, страх, ярость, боль, ненависть, горе — короче говоря, все неприятные переживания организма — явно отсутствуют. Если они привносятся в сексуально мотивированное состояние, сексуальное удовольствие обычно снижается или элиминируется.

Люди, которые достигают оргазма исключительно в отсутствие взрослого партнера противоположного пола или только тогда, когда мужской член не проникает в женские половые органы, страдают расстройством сексуальной функции, сексуальным отклонением или измененным паттерном поведения.

Мы рождаемся в культурной системе-матрице, которая во взаимодействии с биологической предрасположенностью, связанной с нашей принадлежностью к млекопитающим, определяет паттерн нормального коитуса между мужчиной и женщиной. В рамках этого паттерна поведения, разумеется, существует множество индивидуальных здоровых вариаций сексуального возбуждения и выражения. Эти здоровые паттерны поведения содержат весь спектр личного опыта и особых пристрастий. Поскольку способов удовлетворения существует предостаточно, никто не может утверждать, что нормальный секс — это скучный секс.

II ВВЕДЕНИЕ

Определению гомосексуализма должны предшествовать определения сексуального, гетеросексуального и гетеросексуальности.

Слово «сексуальный» пришло из биологии, где оно обозначает форму размножения, в которой принимают участие две отличные друг от друга клетки. Этой форме размножения в эволюции предшествовало бесполое размножение или клеточное деление, в результате которого образуются две одинаковые клетки. Половое размножение явилось результатом образования двух разных клеток, генный материал которых стал основой всего эволюционного развития. Вначале сексуальная

731

деятельность была связана исключительно с размножением, в дальнейшем развитии ее функции расширились и включают в себя половое поведение, нацеленное на получение сексуального удовольствия. Лишь на этой последней стадии развития она стала независимой от цели размножения.

Поэтому гетеросексуальный выбор объекта можно рассматривать как выбор, определенный двумя с половиной миллиардами лет человеческой эволюции, как продукт половой дифференциации, изначально основанной просто на размножении, но затем расширенной за счет включения сексуального удовлетворения, то есть проделавшей путь от одноклеточного полового размножения через дифференциацию органов до развития двух отдельных индивидов, которые анатомически, эндокринологически и психологически во многом друг от друга отличаются, однако один к другому приспособлены.

У человека ни гетеросексуальный, ни гомосексуальный выбор объекта не является врожденным или инстинктивным. Выбор сексуальных объектов не предопределяется свойствами хромосом; и все же гетеросексуальный выбор объекта в высшей степени предопределен анатомией и подкреплен культуральным и внешнесре-довым давлением. Он поддерживается общими для всех людей представлениями о партнерстве, традиции семейной жизни, а также о взаимодополнении и противоположности двух полов.

От рождения до смерти все нацелено на сохранение комбинации мужского и женского. Эта тенденция, как уже говорилось, обусловлена не только культурой, но и предначертана анатомически, она поощряется также институтами брака, общества и семьи как основы нашей жизни. Когда мы говорим «предначертана анатомически», мы не имеем в виду, что выбор индивида противоположного пола (гетеросексуальность) является инстинктивным, это означает, что мы должны рассматривать человека как биологическое существо, возникшее в процессе эволюции и нацеленное на выживание.

У человека в силу чрезвычайной развитости мозга огромную роль при выборе лиц и/или объектов, вызывающих сексуальное возбуждение и оргазмическую разрядку, играет — как осознанная, так и неосознанная — мотивация. Там, где массивные детские страхи нарушают и разрушают стандартный паттерн мужское—женское, стремление достичь оргазмическои разрядки приводит к образованию паттерна мркское— мркское или женское—женское (гомосексуальности). Ранние бессознательные страхи ответственны не только за последующее развитие гомосексуализма, но и за все другие измененные паттерны сексуального поведения.

Гомосексуализм, следовательно, можно определить как сексуальную деятельность между лицами одного пола. Она представляет собой измененный паттерн полового поведения, поскольку осуществляется не между мркчиной и женщиной, поскольку не включает в себя проникновение мужского органа в женский в тот или иной момент перед оргазмом и, разумеется, она неэффективна с точки зрения размножения. Психиатрам хорошо известны и другие виды измененного паттерна сексуального поведения: фетишизм, вуаейризм, эксгибиционизм, педофилия и т.д. Общим признаком людей, страдающих от подобных состояний, является неспособность совершить нормальный половой акт между мужчиной и женщиной; поэтому они пытаются достичь оргазмическои разрядки с помощью эрзаца. Таким образом, в узком смысле слова гомосексуализм — это измененный паттерн сексуального поведения, к которому обращаются лица одного пола с целью достичь оргазмическои разрядки.

Если человек неоднократно и в силу внутренней необходимости вступает в сексуальный контакт с лицами того же пола, его можно рассматривать как гомосексуалиста. Характерно то, что, будучи вынужденным поступать иначе — если такое вообще возможно, — он испытывает очень мало удовольствия или не испытывает его вовсе.

732

ИСТОРИЯ

Взгляд на природу гомосексуализма, возникающего на основе опыта, изложен Фрейдом в 1905 году в «Трех очерках по теории сексуальности». Фрейд, Задгер и Ференци исследовали взаимосвязь между детской сексуальностью, перверсией и неврозом и пришли к выводу, что невроз есть обратная сторона перверсии. Примерно в 1910 году первыми из исследователей-психоаналитиков они определили основные психологические факторы развития, ведущие к гомосексуализму. Они установили, что будущий гомосексуалист на самых ранних стадиях развития очень сильно фиксируется на матери. Избавившись от этой привязанности, он продолжает идентифицировать себя с матерью, при этом нарниссически выбирая себя в качестве объекта любви. Как следствие он ищет мужчину, который был бы похож на него и которого он пытается любить так, как он бы хотел, чтобы его самого любила мать. Психоаналитические исследования причины и развития этого нарушения, а именно необычайно сильной фиксации на матери, из-за чего не происходит полного отделения от матери и возбуждение нарциссическим образом переносится с женщин на мужчин, указывают на неразрешимый эдипов конфликт.

Фрейд считал, что последние детерминанты в направлении гомосексуальности добавляются в подростковом возрасте, когда происходит «революция в психической экономике». Когда подросток должен заменить мать другим сексуальным объектом, он может выбрать объект одного с ним пола. Кроме того, трудности при формировании мужской идентификации усиливает наличие холодного, жестокого отца.

Клинические работы того времени чуть ли не исключительно сосредоточивались на неспособности разрешить эдипов комплекс как причинном факторе гомосексуализма. Сам Фрейд не был удовлетворен применением эдиповой теории в качестве окончательного ответа и подчеркивал необходимость искать другие детерминанты, которые бы объясняли ответственные за гомосексуализм психические механизмы.

Фрейд полагал, что гомосексуализм есть задержка и диссоциация психосексуального развития, патологическое следствие эдиповой фазы.

Аналитические исследования к тому моменту не обнаружили ни одного генетического или структурного признака, который можно было бы приложить ко всем или хотя бы к большинству случаев гомосексуализма. Фрейд писал, что задачей будущих исследователей является установить, какие генетические факторы ответственны за гомосексуализм, изучить терапевтические проблемы, присущие лечению гомосексуализма, и исследовать связи между половым влечением и выбором объекта при гомосексуальном поведении.

Пытаясь провести строгую разграничительную линию между нормальным и патологическим поведением, Фрейд столкнулся с большими сложностями. Он говорил, что в тех случаях, когда обязательно имеет место исключительная фиксация, мы вправе назвать гомосексуализм патологическим симптомом. Фрейд придерживался мнения, что конституциональные факторы должны играть определенную роль в гомосексуализме, но он также говорил, что аналогичную роль они играют при любом психическом нарушении. Это ни в коей мере не означает отрицание психологических факторов, ответственных за диспозицию к гомосексуальности. Фактически тем самым он подчеркивал эти сохраняющие свою силу факторы развития 4.