Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 85 из 267)

Когда достигнута определенная точка в индивидуальном развитии, вытеснение инстинктивного желания или его дериватов может происходить постоянно. Причина вытеснения заключается в вызванном конфликтом неудовольствии. Таким образом содержания бессознательного постоянно пополняются новыми вытеснениями. Одновременно инстинктивные желания бессознательного постоянно побуждают к созданию новых дериватов, которые, чтобы обрести подвижность, продвигаются через предсознательное в сознание.

Фрейд постулировал целый ряд гипотетических, происходящих в бессознательном процессов. К ним относятся первичный процесс и отличающийся от него коренным образом вторичный процесс (который характеризуется тем, что происходит в предсознательном и сознательном, и который еще будет обсуждаться в дальнейшем). Фрейд считал катектические энергии бессознательного «свободно перемещающимися», то есть энергия влечения, которая присоединяется к следам памяти, понимается как «текучая», благодаря чему она без труда может переноситься с одного представления на другое. Она способна переходить с целой идеи на ее части или с определенной идеи на какой-либо другой компонент представления, связанный с ним определенным образом, или же могут совпасть и напластоваться одно на другое два содержания представления. В целом это можно представить себе таким образом, что энергия влечения охватывает всю сеть представлений, соединенных или переплетенных друг с другом самыми ранними ассоциативными цепочками. Две формы протекания вышеизложенного первичного процесса называются смещением (сдвиг либидинозного катексиса с одного психического содержания на другое) и сгущением (слияние двух или нескольких компонентов представления, обладающих одним и тем же энергетическим зарядом).

Фрейд отстаивал точку зрения, что свойственные первичному процессу механизмы и скрытое в нем явление могут обнарркиваться в содержаниях сновидений, так же как в обмолвках или иных ошибочных действиях (см. статью П. Херлина). Это сулило надежду на основе соответствующих ассоциаций по поводу имеющегося мате-

247

триала, разобраться в лежащем за ним инстинктивном желании, а дальнейшее изучение этих следов обещало приблизиться к ранним воспоминаниям и конфликтам.

Фрейд выделил еще несколько свойств бессознательного, присущих первичному процессу:

а) Вневременность. Процессы в бессознательном никак не связаны с течением времени. Именно это свойство Фрейд не сумел распознать на первом этапе, и именно оно позволило ему считать фантазии и представления-желания воспоминаниями о действительных случаях. Только на втором этапе он заметил, что с тем или иным психическим содержанием (проистекало ли оно из реального переживания или из фантазий об исполнении желания), как только оно вытеснялось в бессознательное, начинали обращаться так, словно оно является воспоминанием о реальном событии. Поскольку понимание временных процессов появляется только в определенный период развития детской психики и представляет собой один из аспектов общего когнитивного развития, это связано с весьма формальным явлением вторичного процесса и зависит от взаимодействия с внешним миром.

б ) Игнорирование реальности. Инстинктивные желания следуют исключительно принципу удовольствия. На действительность они не обращают никакого внимания и тем самым находятся в резком противоречии с системами предсознательного и сознательного, где господствует так называемый «принцип реальности», который, являясь результатом взаимодействия индивида с внешним миром и выполняя задачу самосохранения, развивается с течением времени и считается вариацией принципа удовольствия.

в) Психическая реальность. В бессознательном воспоминания о реальных событиях и воображаемых переживаниях между собой не различаются. В этой системе нет «признаков (индикаторов) (внешней) действительности», и поэтому фантазии, так же как и желания, ставятся на одну ступень с воспоминаниями о реально исполненных желаниях и к ним относятся соответствующим образом. Точно так же абстрактные символы понимаются не как таковые — с ними обращаются так, словно они представляют конкретную действительность.

г) Непротиворечивость. Поскольку видение противоречий предполагает определенную степень формального мышления и соответствующей компетентности, такие суждения, где с противоречащими друг другу элементами обходятся так, словно они целиком друг с другом сочетаются и словно они могут находиться рядом друг с другом, не приводя к конфликту, могут существовать только в бессознательном. В работе «Бессознательное» (1915) Фрейд заметил: «Когда одновременно активируются два побуждения, цель которых кажется нам несовместимой, то оба этих побуждения не отдаляются друг от друга и друг друга не устраняют...» (X, 285). Отсутствие противоречий в бессознательном проявляется также в виде так называемого тождества противоположностей; для бессознательного «большое» и «малое» — это одно и то же, потому что отрицание ему неведомо.

д) Неотрицаемость. Когда к понятию «нет» присоединяется представление, в этом проявляется процесс формального мышления, которым индивид овладевает в процессе своего развития; поэтому в бессознательном не может быть отрицания, ибо оно возможно только в сфере предсознательного явления и обычно указывает на наличие в бессознательном противоположных содержаний.

е) Слова как вещи. Если в двух других системах топической модели широко используется символическое и абстрактное изображение и всегда сохраняется связь между символом и категорией событий, к которой он относится, то в бессознательном этого нет в принципе. Посредством вытеснения с символом обходятся таким образом, словно он занимает место реальной вещи — он не обладает качеством абстрактного (см. статью П. Орбана). Поэтому воспоминание о чем-то непредмет-

248

ном может возникнуть в конкретном образе того или иного деривата бессознательного. Особенно очевидным это явление становится в сновидениях или в некоторых формах шизофренического нарушения мышления. Абстрактные слова и рассуждения могут восприниматься там совершенно буквально и конкретно.

Система предсознательного

В топической теории психического аппарата предсознательное понимается как система, которая постепенно развивается вследствие психического взаимодействия между инстинктивными желаниями и инстинктивными побуждениями, с одной стороны, и внешним миром — с другой. Хотя эта система возникает в процессе детского развития, предполагается, что тип ее развития определяется в индивиде наследственными факторами созревания. В ходе этого развития функции и содержания предсознательного возрастают в количественном отношении и с точки зрения их многослойности. Предсознательное является в психическом аппарате той системой, в которой приходящие из бессознательного инстинктивные желания проверяются, изменяются и отвергаются или же допускаются к поверхности сознания и обретают подвижность.

В отличие от содержаний бессознательного содержания предсознательного состоят из самых разных частей. На первом месте находятся те проистекающие из первичного процесса дериваты инстинктивных желаний, которые стремятся к разрядке и которые, изменившись и замаскировавшись в результате первичного процесса, пытаются обойти цензуру, чтобы попасть в предсознательное. Далее, к содержаниям предсознательного относятся психические репрезентанты, возникающие в результате взаимодействия индивида в прошлом или настоящем с внешним миром. Кроме того, существенную часть предсознательных психических содержаний составляют продукты деятельности воображения, представления и распознавания, которая происходит как в системе предсознательного, так и в системе сознательного. Можно также сказать, что предсознательное и его содержания возникают вследствие двоякого рода влияний: с одной стороны, влияний из глубин психического аппарата (то есть бессознательного), с другой — влияний, исходящих от поверхности (от раздражителей, воздействующих на него со стороны внешнего мира). К этому добавляется то, что и в самом предсознательном постоянно образуются новые представления-содержания, к которым относятся также возникновение новых мыслей, образование новых желаний и появление фантазий об исполнении желаний. Выработка новых дериватов влечений или же дальнейшее изменение и трансформация уже имеющихся дериватов происходит в предсознательном. При создании этих содержаний способ действия и существующие при этом закономерности значительно отличаются от тех, что предположительно присущи бессознательному.

В предсознательном осуществляется определенная часть интеграционной работы и синтеза. Между инстинктивными желаниями и их дериватами имеется, во-первых, постоянное взаимодействие и, во-вторых, непрерывная интеракция психических содержаний, которые (в виде актуальных восприятий и представлений, а также воспоминаний о прошлых переживаниях и мыслях) находят свое место в предсознательном, учитывающем также требования и нужды реального внешнего мира (в том виде, как он воспринимается индивидом). Здесь предсознательное задействует свою способность отодвигать и управлять появляющимися из бессознательного диктаторскими инстинктивными желаниями, которые проникли в предсознательное. Это означает, что система предсознательного способна тщательно перепроверять свои собственные содержания, причем эти содержания вовсе не