Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 94 из 267)

271

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ВЫТЕСНЕННОЕ

Отношения между бессознательной и сознательной системами таковы, что по-бркдения, возникающие в первой системе и стремящиеся перейти в действие, приходится отклонять, поскольку их нельзя удовлетворить и изжить в существующих реальных условиях. Это может осуществляться разными способами. В первом случае отклонение происходит при участии и с ведома сознательной системы, напор побуждений слабеет, они становятся бессильными, недейственными. Совершенно иначе обстоит дело во втором случае, когда побркдения отклоняются без обращения к сознательной системе. В этом случае импульсы сохраняют свою энергию, даже если непосредственная цель их не может быть достигнута. По законам первичного процесса, энергия может передаваться другим представлениям, она может найти выход в страхе, всевозможных телесных ощущениях, отвращении, депрессии, неспособности к работе и т.д. Здесь можно было бы привести весь широчайший спектр невротических симптомов, а также таких обычных жизненных явлений, как ошибочные действия (см. статью П. Херлина), которые могут возникать на основе бессознательного отклонения. Бессознательное отклонение, в отличие от нормального, осознанного, Фрейд называет вытеснением (см. статью В. Шмидбауэра).

Простым примером вытеснения и вызываемых им симптомов могут слркить фобии, рационально постижимой причины которых зачастую обнаружить не удается. При агорафобии подчас наблюдаются вытесненные импульсы — скажем, эксгибиционистские желания или самое обычное желание отдаться, но возникающее в общественном месте. Они подлежат бессознательному отражению, энергетические части переживается теперь в виде страха, охватывающего человека сразу, как только он выходит из дому. Когда имеет место иррациональный страх перед пауками, змеями, мышами, насекомыми, который встречается преимущественно у женщин, в бессознательной системе происходит смещение, поскольку энергия вытесненного сексуального импульса переносится на животное (символ). При виде соответствующего животного эта энергия выливается в страх или тревогу.

Задавшись вопросом о причине вытеснения, мы попадаем в область разветвленных взаимосвязей, каковую обозначим здесь лишь несколькими штрихами. Процессы вытеснения в жизни взрослого человека у Фрейда лишь в редчайших случаях могут быть объяснены в рамках текущей ситуации. Вытеснение имеет свою предысторию на стадии раннего детства. В развитии ребенка имеется множество особенностей, которые отчасти присущи лишь человеку, отчасти же присутствуют у животных, но лишь в очень отдаленном соответствии:

1) первичная и продолжительная беспомощность;

2) длительное развитие;

3) потребность в защите и признании;

4) необходимость в благоприятной атмосфере эмоционального тепла, в которой могут проявиться своеобразные нужды ребенка;

5) потребность в воспитателях, с которыми ребенок может идентифицироваться адекватным образом.

Потребности (желания, стремления, чувства) развиваются у человека только в сфере отношений с окружающими и только в этой сфере могут быть удовлетворены. Если младенец получает лишь пищу и чисто гигиенический уход, будучи при этом лишен надлежащего общения с ближним, порой возникают заболевания, которые в тяжелых случаях приводят к смерти. Развитие и удовлетворение потребностей ребенка, согласно данным психоанализа, происходит на определенных стадиях. На каждой из этих стадий особое значение приобретает деятельность одного из органов. Развитие и удовлетворение потребностей происходит в сфере деятельнос-

272

та соответствующего органа. Поэтому и можно говорить об оральной, анальной и фаллической фазах. На каждой из фаз речь идет не просто об удовлетворении или переживании удовольствия, связанного с этими органами, но о соответствующем этим стадиям познании мира, отношении к миру и овладении миром. Глубина и возможность освоения мира ребенком будет обусловлена тем, насколько ребенку удастся удовлетворить и тем самым развить свои потребности, то есть в какой мере его окружение в лице ближних будет отвечать его потребностям. По убеждению Фрейда, фундамент жизни взрослого человека закладывается на протяжении первых пяти лет жизни. Затем развитие, по сути, состоит в повторении, раскрытии и формировании того, что было заложено в тот период, хотя и в более широком контексте отношений.

Удовлетворение детских потребностей происходит в контакте с ближними. Не все желания ребенка могут быть удовлетворены, поскольку при известных обстоятельствах это противоречило бы укладу жизни и требованиям ближних. Поэтому часть желаний от раза к разу остается неудовлетворенной. С другой стороны, подчас законные желания также по той или иной причине оказываются не удовлетворены, причем степень неудовлетворенности возрастает. Однако нередко встречается и другая крайность, когда потребности удовлетворяются чрезмерно. Воспитание, говорит Фрейд, подобно Одиссею, проплывающему меж Сциллой и Харибдой. Оно может нанести ущерб с обеих сторон — как чересчур во многом отказывая, так и слишком многому потакая. Поэтому факторами, которые в той или иной степени могут нарушить раннее детское развитие, оказываются порой как строгость, так и баловство. В обстановке строгости, жестокости (тяжелые условия жизни, война, лишения, неадекватное обращение людей) потребности оказываются либо вовсе не удовлетворенными и не изжитыми, либо удовлетворенными и изжитыми лишь в очень незначительной степени. Согласно психоаналитической теории бессознательного, такие неизжитые импульсы, или неудовлетворенные потребности, никуда не исчезают, они вытесняются. Таким образом, они сохраняют свою энергию, и эта энергия теперь поступает в бессознательную систему и ею усваивается. Возможно, покажется странным, что баловство способно привести к вытеснению, ведь здесь потребности явно удовлетворяются и импульсы могут быть изжиты. Для какой-то части сферы бессознательного это вполне может так и быть. Но избалованный матерью ребенок рано или поздно попадет в более широкий круг людей, с которыми его будут связывать определенные отношения, и вследствие своей избалованности он испытает сильную, а порой и травматическую фрустрацию, которая в конце концов снова приведет к вытеснению. Негативная сторона потакающего воспитания становится особенно очевидной, если допустить, что личности самого воспитателя, который балует ребенка, каким-то образом был нанесен ущерб и потому потакание ребенку выступает как компенсация его собственных проблем. Это значит, что за потворство в одной области — например, оральной — ребенок расплачивается тяжелым поражением в других областях, а именно в области самоутверждения и способности добиваться успеха. Иные матери хотя и осыпают ребенка ласками и спешат немедленно исполнить каждую его прихоть, делают это, однако, лишь в том случае, если ребенок демонстрирует безусловную «любовь» к матери, а это означает, что он вынужден следовать за ее желаниями или «нравственными принципами» и тем самым отказываться от собственной жизни. И в конечном итоге баловство оборачивается жестокостью. Ребенку приходится вытеснять свои потребности, которые он не в силах удовлетворить (а подчас и пережить их как потребности), поскольку в его ситуации беспомощности и зависимости от родительской благосклонности ему ничего иного не остается.

Это вытеснение в раннем развитии ребенка приводит к фиксации на соответствующей стадии, зависящей также от вида ущерба. Фиксация означает, что чело-

273

век, потребности которого на этой стадии были ущемлены, стремится получить удовлетворение в дальнейшем, даже если развитие ушло далеко вперед, и сама жизнь диктует совсем другие потребности и формы удовлетворения.

Такая фиксация в раннем детстве представляет собой «первичное вытеснение». Вытесненные потребности и импульсы, образно говоря, перемещаются в бессознательную систему и действуют в ней подобно репрезентантам влечений, подобно вытесненным представлениям, желаниям, мыслям, подобно вытесненной душевной энергии. Отныне они способны превращаться в разнообразные реакции, в «судьбы влечений». Когда потребности ребенка отвергаются, он отвечает на это определенными бессознательно задаваемыми формами поведения, которые могут закрепиться и превратиться в черты характера. На первый взгляд может показаться, что своеобразные и отклоняющиеся от нормы особенности поведения проистекают из присущих ребенку наклонностей, хотя в действительности здесь мы имеем дело с «благоприобретенным» , с теми формами освоения мира, которые усваиваются по ходу развития душевной жизни. Имевшиеся в детском возрасте фиксации становятся теперь образцом, по которому совершается вытеснение у взрослого человека. Взрослый защищается от импульсов точно так же, как он это делал ребенком, но, кроме того, использует паттерны реакций — защитные механизмы, — возникшие в результате вытеснения импульсов. Вытеснение и его реактивная переработка протекают бессознательно. Порой случается, что осознающему себя Я удается заметить беспрестанно повторяющиеся эпизоды неадекватного поведения, но изменить его не удается даже ценой величайших волевых усилий. Важное различие между взрослым и ребенком состоит в изменившемся отношении к среде, к окрркающим. Если ребенку легче подстроить свое поведение под окрркающих, поскольку им приходится уделять внимание ребенку и его несформировавшимся способностям, то взрослый в большинстве случаев совершенно не защищен от требований реальности. Из-за этого выраженные невротические симптомы часто впервые возникают во взрослом возрасте, поскольку теперь человеку, живущему под давлением обстоятельств, условий, диктуемых, скажем, его профессией, партнерами, обществом, уже не хватает нарушенных в детстве поведенческих стереотипов освоения внешнего мира.