Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 55 из 267)

1929

120. Beobachtungen aus den ersten fünf Lebensjahren (Наблюдения из первых пяти лет жизни). Zeitschrift für psychoanalytische Pädagogik, 3,1929, 30-31

Сборники и собрания сочинений:

121. Selected Papers of Karl Abraham, M. D. со вступительной статьей Эрнеста Джонса, № 13 серии «Мех<дународная психоаналитическая библиотека». London: The Hogarth Press and the Institute of Psycho-Analysis 1927

122. Hilda Abraham (изд.): Clinical papers and Essays on Psychoanalysis, London: The Hogarth Press and the Institute of Psycho-Analysis 1955

123. Psychoanalytische Studien. Собрание сочинений в двух томах, т. 1, Frankfurt/M.: S. Fischer 1969

124. Psychoanalytische Studien. Собрание сочинений в двух томах, т. 2, Frankfurt/M.: S. Fischer 1971

ЛИТЕРАТУРА

Abraham, H.: Kari Abraham: An unfinished Biography.

В: Int. Rev. Psa., 1,1974,17 Bleuler, E.: Dementia praecox oder Gruppe der

Schizophrenien. В: А. Aschaffenburg (изд.): Handbuch

für Psychiatrie. Wien 1912 Eitingon, M.: Nachruf auf Karl Abraham. Int. Z.

Psychoan., 12,1926,195-197 Ferenczi, S.: Tic-Discussion. Int. Z. Psychoan., 7,1921,

395-396 Freud, S.: Charakter und Analerotik (1908). G. W. VII

Totem und Tabu (1912/13). G. W. IX

Die Disposition zur Zwangsneurose (1913). G. W. VIII

Trauer und Melancholie (1917). G. W. X

Aus der Geschichte einer infantiler Neurose (1918).

G. W. XII

Kurzer Abriß der Psychoanalyse (1928). G. W. XIII

Sigmund Freud — Karl Abraham. Briefe 1907-1926

Frankfurt/M.: S. Fischer 1965 Glover, E.: «Vorwort» zu Sigmund Freud — Karl

Abraham. Briefe 1907-1926, op. cit. Grotjahn, M.: Kari Abraham. B: F. Alexander et al. (изд.):

Psychoanalytic Pioneers. New York, London: Basic

Books 1966 Jones, E.: Karl Abraham 1877-1925. Int. Z. Psychoan.,

12,1926,155-162

The Life and Work of Sigmund Freud. Vol. I—III. New

York: Basic Books 1953-1957 MOller-Braunschweig, C: Kurzer Bericht über die

Geschichte der Deutschen Psychoanalytischen Gesellschaft 1933 bis 1949 Z. f. Psychoan., 1,1949,92 Schütz-Hartheck, O.: Buchbesprechung. Monatschr. f. Psychiatrie, 30,1911,435

165


ШАНДОР ФЕРЕНЦИ: ЕГО ВКЛАД В ПСИХОАНААИЗ

Гельмут Дамер

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Шандор Ференци родился 7 июля 1873 года в провинциальном городке Миш-кольце на севере Венгрии; его отец был книготорговцем, у которого учились Й. Бард и С. Фишер, ставшие впоследствии книгоиздателями. Родители Ференци были еврейскими переселенцами из Польши; отец восемнадцатилетним юношей в 1848 году примкнул к венгерским борцам за независимость. Многодетный и гостеприимный дом Ференци был одним из культурных центров города, насчитывавшего около 60 тысяч жителей. По словам Лоранда 1(Lorand 1966, 14—15), любимыми занятиями молодого Шандора Ференци были чтение книг, слушание музыки и музицирование, наблюдение за природой. С 1890 по 1896 год он изучал в Вене медицину, а с 1897 года работал в Будапеште, сначала ассистентом врача в отделении проституток госпиталя Св. Роха, а затем помощником врача в невролого-психиатрическом отделении при приюте Св. Елизаветы. В 1904 году он стал руководителем неврологической амбулатории при общей клинической больнице Будапешта; в 1907 году был назначен главным специалистом по неврологии в будапештской судебной палате. На психоанализ Ференци обратил внимание, когда в цюрихской психиатрической школе (представленной Блейлером и Юнгом) начали истолковывать ассоциативный эксперимент, разработанный в школе Вундта, в духе психоаналитической теории. Он досконально изучил психоаналитическую литературу и стал искать контакты с Фрейдом, охотно принимавшим новых сотрудников. Фрейд предложил сделать Ференци доклад на 1-м Международном психоаналитическом конгрессе, состоявшемся в 1908 году в Зальцбурге, а также пригласил его провести вместе летние каникулы. С этого начались дружба, продолжавшаяся более двадцати лет, и тесное сотрудничество двух ученых 2, значение которого для развития психоаналитической теории, психоаналитического движения и «техники» стало совершенно очевидным лишь после публикации переписки Фрейда с Ференци, насчитывающей более 2000 писем и представляющей собой, пожалуй, наиболее интересную часть фрейдовского эпистолярного наследия 3. «У Ференци был особый дар безграничной свободы фантазии, которой не обладал ни сам Фрейд, ни кто другой из аналитиков», — писал его ученик Микаэл Балинт4. Самостоятельность и смелость мышления, которые с самого начала были замечены в кругу учеников Фрейда (Eitingon 1933, 290), принесли ему вскоре прозвище «enfant terrible» [«несносный ребенок» (фр.)- Ред.] психоанализа (О III, 491). Ференци часто развивал теории, не находившие отклика в кругу его коллег; увлекательными, но чуждыми казались им его «технические» эксперименты, бесконечные ис-

166

правления самого себя, а также попытки вслед за Фрейдом истолковать биологические феномены с помощью психоаналитических теорий. В области «техники» и сегодня еще имеются «новшества», которые пришлись бы по вкусу знатоку работ Ференци (ср. Balint 1949, 216; Dupont 1972, XIX).

В 1909 году Ференци вместе с Юнгом сопровождают Фрейда в его поездке по Новому Свету. Семнадцать лет спустя (1926—1927) он вторично побывал в Соединенных Штатах по приглашению нью-йоркской Новой школы социальных исследований и пробыл там восемь месяцев. Эта вторая поездка проходила под знаком разногласий во взглядах по вопросу о «дилетантском анализе» (психоаналитическом образовании и терапевтической практике немедиков), который в противоположность большинству психоаналитиков в США защищали Фрейд и Ференци (ср. Jones 1953—1957, III, гл. 9; Lorand 1966, 25—30), опасаясь (и, как мы знаем сегодня, по праву) того, что психоанализ будет «проглочен медициной» (Freud XIV, 283) 5, а психоаналитическая теория культуры более не будет развиваться и забудется.

Ференци был инициатором психоаналитического Интернационала; его доклады «обычно являлись кульминацией» конгрессов (Eitingon 1933, 289 и 292; Jones 1953— 1957, II, 193); часто они имели статус манифестов психоаналитического движения6. Перед 2-м Международным психоаналитическим конгрессом (1910) Ференци обосновал необходимость (этот вопрос обсуждался с Фрейдом) более крепкой организации психоаналитического движения, для того чтобы защищать и распространять «центральные идеи» фрейдовской теории. «В какой-то мере обоюдный контроль» оказывал бы «также благоприятное воздействие и на научную область»; «соблюдение определенных правил борьбы» «без ущерба для свободы науки только способствовало бы ее экономическому и спокойному развитию» (О I, 279) 7. Летом 1912 года, после «отхода» Адлера, Штекеля и Юнга, Ференци стал инициатором учрежденного в сентябре 1913 года тайного Комитета Фрейдовского ортодоксального объединения, в который вместе с ним вошли Джонс, Абрахам, Ранк, Захс и позднее Эйтингон8 (О III, 429). Комитет «должен состоять из лучших и самых надежных наших людей... задача которых состоит в том, чтобы следить за дальнейшим развитием психоанализа и защищать дело... когда меня здесь не будет», — писал Фрейд Джонсу (1 августа 1912 г.; Jones 1953—1957, II, 187). Эту задачу Комитет выполнял по меньшей мере десятилетие (ср.: Jones, там же, 200).

В 1913 году Ференци образовал Венгерское психоаналитическое объединение, первыми членами которого были психиатр Штефан Холлос, литературный критик Хуго Игнотус, терапевт Л. Леви (друг и лечащий врач Ференци) и Шандор Радо (первый секретарь общества). До 1933 года Ференци оставался председателем общества, которое после Первой мировой войны пережило бурный расцвет и сумело в 1931 году организовать психоаналитическую клинику (Lorand 1966, 30—31).

Во время Первой мировой войны Ференци служил полковым врачом в западной Венгрии. На материале многочисленных случаев «военных неврозов», которые ему приходилось лечить, он разработал психоаналитическую теорию травмы, которой — как видно из «Фрагментов и заметок», опубликованных в 4-м томе «Основ психоанализа», — он интенсивно занимался и в последние годы своей жизни. В течение 1914 года и в июне 1916-го он периодически (каждый раз на три недели) приезжал к Фрейду в Вену, для того чтобы дополнить самоанализ учебным анализом9. Под впечатлением фрейдовских «Трех очерков по теории сексуальности» (1905), которые в 1915 году он перевел на венгерский язык и научное значение которых неизменно подчеркивал10, Ференци разработал собственную «теорию ге-нитальности». Об основных ее идеях он неоднократно рассказывал Фрейду и своим друзьям, однако опубликовать этот, пожалуй, самый значительный свой труд ему удалось только в 1923 году11.

167

Ференци многие годы любил жену одного из знакомых своих родителей. Хотя Гизелла — так звали эту женщину — и отвечала ему взаимностью, муж не желал давать развода. Только после образования в 1918 году Венгерской республики, когда бракоразводные законы стали более свободными, влюбленные смели подумать о легализации своих отношений, а после смерти мужа Гизеллы в 1919 году это стало реальностью (Lorand 1966, 25; Barande 1972, 8). 5-й Психоаналитичекий конгресс, состоявшийся в конце сентября 1918 года в Будапеште, привлек к себе всеобщее внимание. В октябре более тысячи студентов обратились к ректору университета с петицией и потребовали пригласить Ференци прочитать лекции по психоанализу п. Недолго просуществовавшая республика Советов, пригласив Ференци, создала — в рамках университетской реформы в апреле 1919 года — первую университетскую профессуру по психоанализу13. После вступления контрреволюционных румынских войск (в начале августа 1919 года) Ференци из-за своей еврейской национальности долгое время не осмеливался даже появляться на улице; в сентябре кафедра психоанализа была упразднена; Ференци также был исключен и из Будапештского медицинского общества (Jones 1953—1957, 27; см. также статью И. Паала в т. II).

В 20-е годы Ференци был известен в пределах и за пределами психоаналитического объединения как специалист по так называемым безнадежным случаям; его технические эксперименты («активная техника», за которую он ратовал в 1919— 1926 годах, и «техника изнеживания», или «релаксации», которую он опробовал уже в последние годы своей жизни) вызывали живые дискуссии, но вместе с тем зачастую неверно понимались.

К концу 20-х годов между Ференци и Фрейдом возникли серьезные разногласия 14 из-за новшеств в психоаналитической «технике». Их суть становится понятной из письма Фрейда к Ференци (от 13 декабря 1931 года), опубликованного Джонсом. «Напротив, мне кажется, что различие между нами обостряется в мелочах, в деталях техники, и это заслуживает обсуждения. Вы не делали никакой тайны из того, что целуете своих пациентов и позволяете им целовать себя... «Я вижу, напротив, что расхождение между нами сводится к малости, к технической детали, которая вполне заслуживает обсуждения. Вы не делали тайны из того, что Вы целуете своих пациентов и позволяете им целовать себя... До сих пор в своей технике мы твердо придерживались убеждения, что пациентам следует отказывать в эротическом удовлетворении... Наиболее молодым среди наших товарищей окажется трудно сохранять в отношениях с пациентами ту позицию, которую они выбрали изначально, и вскоре крестный отец Ференци, взирая на ожившие декорации, которые он создал, скажет себе: наверное, мне стоило остановиться в своей технике материнской нежности до поцелуя...» (Jones 1953—1957, III, 197—198). Несмотря на возраставшее личное недовольство друг другом, их переписка до самого конца оставалась дружеской (см. также статью М. Гротьяна «Переписка Фрейда»). Фрейд надеялся, что Ференци сменит Эйтингона (1932) на посту президента Международного психоаналитического объединения, от чего тот отказался из-за существующих разногласий и своей загруженности. Еще на 12-м Конгрессе в Висбадене (в сентябре 1932 года), где он сделал доклад «Языковая путаница в отношениях между взрослым и ребенком» (О III, 511—525), коллеги чествовали Ференци (ср. Jones 1953—1957, III, 206 и далее). Ференци болел злокачественной анемией, которая была в то время неизлечима. После прихода к власти нацистов и поджога рейхстага Ференци прозорливо увещевал Фрейда бежать из Австрии в Англию. В марте состояние здоровья Ференци ухудшилось, и 24 мая 1933 года он умер.