Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 148 из 267)

Обсудив физические, эндокринные и анатомические факторы сексуальной реакции женщины, необходимо рассмотреть также и психологические факторы. В этом должна нам помочь статья Э. Ч. Манна (Mann 1960), в которой также рассматриваются различия между клиторальной и вагинальной реакциями. Манн полагает, что сексуальная реакция зависит от «сети эндокринных, нервных и психических активаторов». Он утверждает: «Основное препятствие в реализации способности к сексуальному реагированию следует свести к проблемам, имеющим отношение не столько к сексуальной партиципации, сколько к антиципации, не столько к физической прелюдии, сколько к эмоциональной. Только тогда, когда достигнут определенный порог антиципаторного возбркдения, генитальные стимулы становятся действенными, и человек начинает чувственно реагировать» (Mann 1960, 739—757).

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АУТЕНТИЧНОЙ ОРГАЗМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

Маклин и Плуг (MacLean, Ploog 1962) в своем исследовании мозговых процессов у обезьян во время эрекции выявили комплекс процессов в области коры головного мозга и в центральных ядрах мозга. Они обнаружили множество как активирующих, так и тормозящих воздействий, проистекающих из различных областей мозга. Разумеется, существует также и ряд психологических факторов, обусловливающих сексуальную реакцию. Назовем наиболее важные из них.

1. Успешное психосексуальное развитие и самоактуализация. Выберем ли мы в качестве системы соотносительных понятий либидо или какой-нибудь другой теоретический контекст, успешное сексуальное поведение и реакция предполагают сознательное признание собственной женственности, а также развитие до гени-тальной ступени или, как сформулировал Фромм, до продуктивного характера. Это развитие изображалось мною (Shainess 1961, 1964) как позитивный рост, проходящий через ряд стадий, среди которых важное место занимает менархе (начало менструаций. — Ред.) — это не последний бастион девочки против своей женственности, а первый важный пубертатный признак этой женственности, который может восприниматься как позитивное и желанное событие, если оно не нанесло вреда (который часто возникает из-за матери, передающей девочке свои собственные установки). Развитие груди, которое в хронологическом отношении приходится примерно на эту же фазу, является еще одним признаком того, что девочка приучается признавать свою женственность. В этой связи следует указать на то, что Фрейд не учитывал это событие в своей схеме развития либидо; однако имплицитно предполагалось, что маленькая девочка не замечает, что ее мать имеет иную фигуру, чем отец. Фрейд и многие другие оставили в стороне психологические последствия развития груди для девочки.

426

Другие факторы психосексуальной зрелости женщины связаны с отношением к матери и отцу, с сексуальной или эротической атмосферой в доме родителей и масштабом скрытых и явных сексуальных чувств и поступков в отношениях между родителями и ребенком; сексуальная зрелость обусловлена также тем или иным негативным или позитивным сексуальным опытом (накопленным в любовной игре, флирте в период первых сексуальных отношений или связанным с изнасилованием), чувством собственной ценности и сексуальной привлекательностью девушки (которая после отношений с отцом впервые проявляется в отношениях с юношами) и многими другими факторами. Совладание с обусловленным развитием опытом играет решающую роль в формировании женских качеств, в значительной степени обладающих теми признаками, которые являются выражением оптимально функционирующей биологии.

Чтобы не выйти за рамки этой главы, лишь вкратце укажем на последствия родов и обусловленные этим эндокринные изменения, а также на опыт, возникающий у матери в процессе ухода за ребенком, и изменившуюся структуру семьи — все это вещи, неизбежно оказывающие влияние на природу сексуального и эротического опыта.

2. Активный выбор. То есть здесь важна не пассивность, а активность в жизни женщины. Успех женщины помимо прочего обусловливается тем, что она понимает свою сексуальную активность как нечто, на что она решилась сама. Если же ее, наоборот, принуждают и она отдается вопреки воле, то тогда нет настоящей потребности, подлинного согласия и ей не предоставляется возможность действительно утвердить себя в ситуации. Это оказывает воздействие как непосредственно на половой акт, так и на кратковременный или долговременный сознательный выбор партнера. В этой же области у женщины с негативистской структурой характера могут проявиться ее особые проблемы: в том, что она не может иметь того, чего ей хочется, зачастую кроется причина ее тайных любовных афер.

3. Умелый партнер. Как уже отмечалось в разделе, посвященном различиям между клиторальным и аутентичным оргазмами, женщина, чтобы испытать удовлетворительные как в физиологическом, так и психологическом отношении переживания, должна иметь умелого партнера-мужчину. В противном случае она не сможет ни активно реагировать, ни достичь полного удовлетворения. Эта зависимость предрасполагает ее, вероятно, к торможению, вызываемому страхом; действительная или предполагаемая недостаточность партнера неизбежно становится ее недостаточностью. Также и в психологическом отношении важно, чтобы партнер вызывал доверие.

4. Прочные отношения. Лишь в редких случаях женщины находят мимолетные сексуальные переживания удовлетворительными. Их реакции предполагают процесс научения, который должен согласовываться со специфическим партнером. Из-за особенностей эрогенных зон, из-за последствий возможной беременности и дуалистической половой роли женщины ее связь с партнером содержит в известном смысле элементы «сексуальной зависимости», которые были описаны еще Фрейдом (1918), — эта «зависимость» делает необходимым нежное и внимательное обращение партнера. Из-за своей ранимости женщина и здесь предрасположена к развитию тревоги.

В следующих трех пунктах мы имеем дело с моментами, которые также относятся к категории «успешное психосексуальное развитие и самоактуализация», однако ввиду их специфической природы мы рассмотрим их отдельно.

5. Готовность к риску. Сексуальная партиципация, сопровождаемая аутентичной реакцией, подразумевает в отношении партнера потребность идти на риск, который, однако, зачастую является мимолетным. За этим стоит желание непринужденно реагировать на потребность или импровизировать. Готовность к такому поведению является доказательством адаптивной способности, признаком виталь-

427

ной жизненной установки. Благодаря этой готовности также становятся возможными действие и исследование вне клиторальной сферы.

6. Независимость от нарциссического поведения. Для аутентичной реакции характерны естественность и радость самоотдачи, она является актом любви и углубляет отношение к любимому человеку. Жесткая, нарциссически занятая сама собой личность, для которой главное всегда только внешнее, не может свободно реагировать и, симулируя оргазм, изображает отсутствие личностного недостатка. Поэт Ките, исследовавший проблему, в какой мере творческий акт требует самоотдачи человека,-разработал концепцию «негативной способности» — способности в творческом акте отказаться от своей личности. Эта способность также является составной частью любой жизненно важной установки.

Здесь мы должны вспомнить размышления Микаэла Балинта (Balint 1948) о здоровой генитальной любви, в которой человек наряду с генитальным удовлетворением стремится к нежности и к особого рода слиянию, или идентификации, с партнером. Балинт насчитал четыре пункта: 1) алчность, ненасытность и желание «проглотить объект» или лишить его независимости должны быть чужды партнеру; 2) равно как и желание его ранить, унизить или поработить или 3) желание опорочить и дискредитировать другого; 4) не должно быть навязчивого желания выставить свое умение, бесстрашие и безупречность.

Отсутствие чувств вообще, то есть и негативных чувств, встречается довольно часто — мы сталкиваемся здесь с компонентами отчужденной, механически практикуемой сексуальности. Хотя оргазм может и наступить, однако в нем отсутствуют стабильные, эмоциональные компоненты. Поэт Калил Гибран выразил это в одной метафоре: «Я видел одного юношу, сладкими словами пленившего сердце девушки, но их настоящие чувства дремали, их божественность спала. И я видел двух любящих, но женщина была словно лютня в руках мужчины, который не умел на ней играть и извлекал из нее только грубые звуки».

7. Творческие источники. Эта цитата указывает на то, что половой акт — это не просто акт совокупления, он черпает свою силу из творческих источников человека. Никогда нельзя полностью предсказать, раскроет ли он эту необычайно важную и уникальную человеческую черту. Разумеется, он выявляет также и слабости. Это чувственное состояние сознания становится нам понятным в библейском слове «познание».

8. Свобода от чувства вины и страха. В нашем обсуждении факторов, способствующих здоровой сексуальной жизни, мы не останавливались подробно на роли, которую играют чувства вины и страха. Очевидно, что они неблагоприятно сказываются на реактивной способности. Определенные фантазии во время полового акта являются попыткой избавиться от чувства вины и Страха, а встречающиеся прежде всего у женщин мучительные бесплодные раздумья по поводу разного рода пустяков являются еще одной навязчивой попыткой противостоять страху, устранить чувство вины. Окажутся эти попытки успешными или нет, в любом случае они представляют собой серьезное ограничение эмоциональной и интеракциональной гибкости женщины.

9. Культурное влияние. Как уже было нами показано в отношении сексуальных реакций женщины, сексуальные способности и способы поведения женщины несут на себе печать культурной установки на сексуальность и мораль, сексуальный кодекс и положение женщины как таковой.