Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 147 из 267)

Рис. 1. Спектр женских эротических реакций. Диаграмма составлена таким образом, что сумма значений всех столбцов равна 100%. Стрелки демонстрируют диапазон возможных сдвигов реакции, возникающих либо спонтанно, либо в результате лечения. У каждой женщины существует свой спектр реакций, который зависит от различных переменных сексуальных отношений.

Столбец слева обозначает абсолютную фригидность, которая встречается примерно у 4% женщин. Далее следует относительная фригидность (значительно ограниченная реакция, обычно предполагающая особые условия), составляющая около 30%. За нею идет множественный оргазм (6% спектра), описанный Мастерсом, Джонсон и Шерфи, хотя здесь речь идет о неправильно проинтерпретированных множественных эротических ощущениях, которые не завершаются полным удовлетворением; эта ложная оценка часто (но не всегда) сопровождается представлением о некой воображаемой сверхспособности, что равнозначно отрицанию реальности и находит эквивалент в мужчине, когда тот в определенной сексуальной интеракции в результате оргазма теряет эрекцию, но чувствует себя психически способным продолжить акт.

Далее идет отсутствие оргазма, «почти-реакция», при которой женщина испытывает чувство, что почти достигла оргазма, когда вдруг что-то вмешивается и все генитальное возбуждение ни к чему не приводит. При этом женщина испытывает чувство, что половой акт внезапно завершился. Одна женщина описала это следующим образом: «Это так, словно взбираешься на гору, приближаешься к вершине и вдруг обнаруживаешь, что ты уже на другой стороне, так и не увидев вершины». Следующей и вместе с тем самой обширной категорией реакций является клиторальный оргазм, который составляет около 42% спектра и является сегодня самой распространенной реакцией; он предполагает в значительной степени искусствен-

423

ное и механическое сексуальное поведение. И наконец, аутентичный, или вагинальный, оргазм, который, возможно, составляет 10% и предполагает совершенно свободное и тотальное сексуальное поведение.

Стрелки демонстрируют диапазон сдвигов, который возможен у одной и той же женщины и который может быть обусловлен лечением, развитием или регрессией. . Требования общества и культуры также оказывают влияние на реакцию, именно поэтому во времена Фрейда, по-видимому, большее число женщин страдали относительной фригидностью; это объяснялось тогдашними правилами сексуального поведения, более сильной зависимостью женщины, недостатком адекватных предохранительных средств и тем, что вездесущий призрак нежелательной беременности, присущий каждому совершенному половому акту, вызывал чувства тревоги, страха и агрессии. Как уже отмечалось, сегодня наиболее распространенной реакцией, по всей видимости, является клиторальный оргазм.

ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ

Независимо от того, в какой мере сексуальное поведение человека свободно от менструального цикла и копулятивного поведения низших животных, не подлежит сомнению, что для оптимальной сексуальной реакции решающее значение имеет активность, представляющая собой реакцию на осознанное либидо. Тем не менее раньше для женщины это была непонятная и запутанная область. Так, есть женщины, которые, похоже, никогда не осознают свои телесные или генитальные ощущения, побуждающие их к сексуальной активности. Другие, наоборот, утверждают, что осознают это и, выражаясь их языком, без секса «лезут на стену». Однако подробный опрос показывает, что они имеют в виду не столько сексуальное лишение, сколько социальные и межчеловеческие факторы, или что они выражают стремление к физической теплоте и нежности. Некоторые, по-видимому, вполне осознают свое либидо, однако, по крайней мере в нынешней ситуации, это сознание, похоже, является менее выраженным, чем у мужчины.

Исследования прошлых лет не являются убедительными. Бенедек (Benedek 1952, 1960) изучала корреляцию сексуального интереса с цитологическим состоянием вагинальной слизи на протяжении всего менструального цикла и предположила, что наибольшая выраженность полового влечения совпадает с овуляцией и таким образом служит функции сохранения вида. Боас (Boas 1952), напротив, обнаружил в своих исследованиях, что либидинозные желания являются наиболее сильными непосредственно после менструации, тогда как Мани в своих ранних работах полагал, что сексуальные ощущения возникают, возможно, под действием андрогенов, выделяемых надпочечниками. В конечном счете Бенедек (Benedek 1960) пришла к идее, что половое влечение находится под психическим контролем — точка зрения, поддержанная генетиком Теодосием Добжански (Dobzhansky 1966), который установил, что в последние десять тысяч лет культурное имеет приоритет перед биологическим. В этой связи представляется интересным, что некоторые психоаналитики (включая меня) заметили, что отдельные женщины первый день до или после наступления менструации зачастую воспринимают как момент наивысшей сексуальной активности. Это, однако, может быть следствием неожиданного снижения уровня эстрогена.

Новые работы в области физиологии полового поведения позволяют надеяться на углубление этих знаний. Хембри (Hembree 1974) указал на путаницу, которая преобладает в исследованиях взаимосвязи между воздействием эстрогена и сексуальным интересом у женщины.

424

ГДЕ ВОЗНИКАЕТ ОРГАЗМ?

Относительно недавно в США развернулась дискуссия по поводу того, стимуляция какого места приводит к максимальному оргазму и верны ли фрейдовские представления о клиторальном и вагинальном оргазме. Эта дискуссия возникла после сообщений Мастерса и Джонсон, утверждавших, что существует лишь один тип оргазма — клиторальный. Наиболее воинствующие представительницы феминистического движения присоединились к позиции Коэдт (Koedt 1969), написавшей статью под названием «Миф о вагинальном оргазме». Их настойчивость объясняется, возможно, игнорированием определенных личностных проблем; она была подкреплена также книгой Мэри Джейн Шерфй (Sherfey 1972), подтверждающей результаты Мастерса и Джонсон. То же самое относится к работам таких авторов, как Мармор (Marmor 1954), Зальцманн (Salzmann 1967) и Барнесс Мур (Moore 1968). В исследованиях Фишера (Fisher 1973), посвященных изучению женского оргазма, содержатся сообщения о двух разных формах переживания, подтверждающие и мои данные. Некоторые женщины сообщали, что даже в вынужденных обстоятельствах они были неспособны вернуться от вагинального оргазма к.клито-ральному. В этой связи не следует забывать, что даже женщины, подвергшиеся эктомии клитора, по-прежнему способны испытывать оргазм.

Мною (Shainess 1966) описаны некоторые качественные различия между кли-торальной и вагинальной реакциями, при этом я основывалась на высказываниях женщин, имевших и тот и другой опыт. Клиторальная стимуляция изображается как более сильная, однако ей недостает глубины и, кроме того, она доставляет меньше удовлетворения, чем вагинальная. Она опять-таки достигается быстрее, вызывает автоматически-ритмические движения, предшествующие оргазму, и часто сопровождается осознанным желанием к более глубокому проникновению пениса. Если клиторальный оргазм может быть достигнут даже при пассивном поведении, то для вагинального, или — как я его называю — аутентичного, оргазма важна активность. Термины «активный» и «пассивный» понимаются здесь как в физиологическом, так и в психологическом значении. Исследования на мастурбирующих женщинах в лаборатории, в которых женщины вовсе не обязательно реагировали на инстинкт, потребность или межличностные отношения и в которых иногда использовались механические вибраторы, на мой взгляд, не воссоздают нормальные условия, необходимые для изучения сексуальных реакций. Более того, такие исследования зачастую приводят к искусственным и патофизиологическим результатам, поскольку всякая длительная клиторальная стимуляция вызывает возбуждение. Фаза плато завершающейся оргазмом сексуальной интеракции не является нормальной. Возможно, она свидетельствует о задержке, поскольку весь акт не протекает гладко и равномерно. Есть и другие точки соприкосновения, подтверждающие различия между клиторальным и вагинальным оргазмом.

Если сравнить генитальную анатомию мужчины и женщины, то обнаруживается, что клитор составляет лишь маленькую часть соответствующей области эмбриона мужского пола. Кинзи (Kinsey 1953) в своем прекрасном нейроанатомичес-ком описании различных специализированных нервных окончаний показывает, что клитор имеет огромное количество таких окончаний, реагирующих на легкое прикосновение. Подобные нервные окончания находятся и во входе во влагалище — месте наивысшей чувствительности — и несколько дальше на передней стенке влагалища, тогда как сама вагина имеет нервные окончания, реагирующие на сильное давление. Таким образом, клитор представляет собой орган, служащий скорее вызыванию возбуждения, чем непосредственно коитусу. Растяжение в окружающих матку, мочевой пузырь и вагину областях передается через связки и другие органы, так же как и давление, возникающее из-за расширения вагины под

425

воздействием пениса; однако было показано, что стимуляция автономных нервов приводит также и возникновению нервных ощущений — прежде всего это относится к фазе, непосредственно предшествующей оргазму, когда женщина испытывает потребность в глубоком проникновении пениса.

Если смотреть с нейроанатомических позиций, эти рассуждения, пожалуй, делают еще более понятным то, что я попыталась пояснить выше: а именно то, что клитораль-ная реакция является частной реакцией (реакцией на стимуляцию только одной части нервов области влагалища, обслуживающих всю генитальную область) и что эта реакция вследствие длительной — а потому возбуждающей и патологической — гиперстимуляции может в конце концов привести к оргазму. Однако этот оргазм, поскольку он касается органа, который в первую очередь должен служить возбуждению, является менее удовлетворительным, чем обширная вагинальная реакция.