Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 172 из 267)

Отказ от образа себя, отрицание своей реальности, как, например, в транссексуализме, предполагают особую организацию структуры Я и связаны с архаическими механизмами проекции. Углубленное психоаналитическое исследование, прежде всего в области симбиотических, дообъектных отношений, привело к возникновению нового подхода в теории, специфическая ориентация которого проявляется, например, в новой интерпретации случая Шребера с переносом акцента с неосознанного гомосексуального влечения к отцу на архаическую и опасную связь с образом матери. Отец Шребера не справился с задачей вывести сына из изначальной фузионной привязанности к матери, он попросту отделил его от матери и слишком рано научил искусству отречения. «Запретная и страстно желанная нарциссическая идентификация с матерью, и без того внушающая сильнейший страх человеку, стала тем самым невыносимо опасной» (White, цит. по: Racamier, Chasseguet-Smirgel 1966).

Раздувание роли отца не может не оказать влияния на мазохизм и его место в патологическом развитии. Так, в «социальной реальности» возникают новые патологические формы, которые требуют нового осмысления с точки зрения раздувания роли отца и особого, описанного выше симбиотического переживания. Вспомним здесь о таких патологических формах, которые связаны с нарушениями идентичности при наркомании, непредвиденными самоубийствами в подростковом возрасте или некоторыми новыми формами делинквентного поведения (изображенными, к примеру, в фильме «Заводной апельсин»).

494

Следовательно, сегодня мы сталкиваемся с той социальной реальностью, в которой психология изменила образ нашей жизни и которая дает новый толчок развитию психоаналитической мысли. За исключением ранних механизмов развития, в понимание которых был внесен значительный вклад со времен Фрейда, «психоанализ мог сказать лишь немногое по поводу того, каким образом, исходя из социальной организации, осуществляется или нарушается синтез Я» (Erikson 1950). Эриксон, не ставя под сомнение роль «сексуальной этиологии в рамках психических нарушений», полагает, что изучение идентичности становится такой же важной проблемой, какой была сексуальность в эпоху Фрейда. Изменяющаяся социальная реальность вместе с «душевной реальностью», которая не ограничивается одной только «реальностью желаний», но включает также и «реальность тела как местонахождения потребностей» (Green 1971), модифицирует интроецированное значение матери для ребенка. Так, например, изменяется значение образа фаллической женщины. Вскармливание практически рке не является вопросом жизни и смерти. Это изменяет отношение к телу матери. Интроецированное значение материнского тела, безусловно, необходимо для достижения идентичности. Оно проявляется на более поздней стадии сексуального развития, когда, например, происходит переход «от матери к возлюбленной» (Braunschweig, Fain 1971). Здесь, на мой взгляд, можно увидеть изменение идентификаций, а в некоторых случаях их искажение. Эта фаза развития осложняется еще и тем, что отец все чаще берет на себя функции материнской заботы. Сможет ли отрочество — второй шанс — помочь разрешению этого конфликта, когда групповой идеал нацелен на уравнивание ролей?

Поэтому мы задаемся вопросом: будет ли мазохизм и в дальнейшем играть существенную роль в построении идентичности? Де Мюзан отмечает в связи с одним случаем мазохистской перверсии: «Когда не может произойти полноценного отделения Я от других, дальнейшее сдерживание деструктивности становится функциональной необходимостью [чтобы не разрушить любимый объект. — Ж.-М. А., Ф. П.]... В силу своего стихийного и бурного характера каждый натиск влечения угрожает идентичности мазохиста и регрессивным образом мобилизует его деструктивные тенденции... в смысле новых усилий по ограничению Я... Поскольку деструктивная тенденция, раскалывающая изначальное единство, в котором субъект и объект почти или вовсе неразличимы, является не изолированным первичным влечением, а смешением либидо со стремлением к сепарации, которое служит отграничению каждого и тем самым вносит свой вклад в индивидуацию» (De M'Uzan 1972, 41; о роли агрессивного влечения в сепарации см. также в статье П. Цизе).

Итак, что связывает мазохизм с идентичностью? Если рассмотреть педагогический оптимизм «Политического» у Мендела (Mendel 1968) и решение, которое он предлагает в ситуации «кризиса авторитета» и к которому пришел также Ми-черлих (Mitscherlich 1969), исследовавший «безотцовское общество», наша постановка вопроса несомненно затронет эдипов комплекс.

Устанавливая различие полов и поколений, человек возводит фундамент своей идентичности, то есть составной части эдипова комплекса (см. статьи А. Холдера и Г. Штольце). Акцептированная отныне идентичность, даже если она располагается в «поле иллюзии» (ложное Я по Винникотту) и представляет с собой заблуждение, разделяемое также и другими (АГЬу 1972), все же институционализирует прочную структуру Я. Тем не менее мы присоединяемся к фрейдовскому пессимизму, полагая, что без первичного мазохизма и эдипова комплекса симулированная идентичность превратилась бы в смертоносный фетиш, предназначенный для того, чтобы утаить от Я его крах, а именно воспрепятствовать отношениям с другими. Эта ложная идентичность возникает из постоянных тщетных попыток (навязчивого повторения) избежать смешения с идеалом толпы, одиночества в перверсии или растворения в безымянных отражениях нарциссических зеркал.

495

1 К вопросу об идентичности мы хотели бы здесь процитировать А. Лаланда (Lalande A. «Vocabulaire technique et critique de la philiso-phie» 1972):

«Идентичный: от idem — тот же, то же. Одно из основных понятий мышления, потому не подлежащее дальнейшему определению» .

Идентичность относится одновременно к тому, что является единственным в своем роде, как бы по-разному оно ни воспринималось, мыслилось или называлось, а в индивиде это

то, что остается «тем же самым» в различные периоды его существования.

Понятие Самости, порождаемое идентичностью, оставляет две возможности, а именно в концепции единства или противоположности: «я идентичен с другим» или «я идентичен с самим собой в континууме существования». •

В рамках дальнейшего изучения построения идентичности субъекта в меняющемся мире мы обращаемся в этой работе к собственной функции мазохизма (J. M. Alby: «L'identite», Payot, Paris).

ЛИТЕРАТУРА

Alby, J. M.: Quelles reflexions sur la frustration dans la

cure psychanalytique. Доклад, прочитанный в

Парижском психоаналитическим обществе 20

мая 1969 года. Interpretation, 4,1970, 31-35 Вак, R. С: Masochism in paranoia. Psychoanal. Q., 15,

1946,285-301 Balint, M.: Primary Love and Psychoanalytic technique

(1938). London 1965

The Basic Fault. Therapeutic Aspects of Regression.

London: Tavistock 1968 Bergler, E.: The Basic Neurosis. New York: Grune &

Stratton 1949 Bonaparte, M.: Passivite, masochisme et feminite. Rev.

fr. Psychanal., 8,1935, 208-216

La sexualite de la femme (1949). Paris: Presses

Universitaires de France 1957 Bourdier, P.: Aspects du peisimisme freudien. Rev. fr.

Psychanal., 34,1970,207-231 Bowlby, J.: The Nature of the Child's Tie to his Mother.

Int. J. Psa., 39,1958, 350-373 Braunschweig, D., Fain, M.: Eros et Anteros. Paris: Payot

1971 Deutsch, H.: The significance of masochism in the mental

life of women. Int. J. Psa., 2,1930, 48-60

Psychology of women. New York: Grune & Stratton

1944 Erikson, E. H.: Childhood and Society. New York:

Norton 1950 Fain, M.: Analyse du masochisme inadapte. Rev. fr.

Psychanal., 32,1968,145-149 Fenichel, O.: The Clinical Aspect of the Need for

Punishment (1925). B: CoUected Papers of O. Fenichel.

New York: Norton 1953, 71-92

Psychoanalytische spezielle Neurosenlehre. Wien:

Intern. Psychoanal. Verlag 1931 Ferenczi, S.: Das Problem der Unlustbejahung (1926)

(Fortschritte in der Erkenntnis des Wirklichkeitssinnes).

B: S. Ferenczi, Schriften zur Psychoanalyse. II.

Frankfurt/M.: Fischer 1972

Finkelstein, J.: A propos de quelques conduites maso-chiques. Доклад, прочитанный в Парижском психоаналитическим обществе 21 июня I960 года. Rev. fr. Psychanal., 26,1962, 67-86

Freud, S.: Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905). G. W. V

Psychoanalytische Bemerkungen über einen autobiographisch beschriebenen Fall von Paranoia (Dementia paranoides) (1911). G. W. VIII Zur Einführung des Narzißmus (1914). G. W X Triebe und Triebschicksale (1915). G. W X Trauer und Melancholie (1917). G. W. X Ein Kind wird geschlagen (1919). G. W. XII Jenseits des Lustprinzps (1920). G. W XIII Das Ich und das Es (1923). G. W. XIII Das ökonomische Problem des Masochismus (1924). G. W. XIII

Hemmung, Symptom und Angst (1926). G. W XIV Das Unbehagen in der Kultur (1930). G. W XIV Die endliche und die unendliche Analyse (1937). G. W. XVI

Green, A.: Le narcissisme primaire. L'Inconscient. 1967, 1,127-157; II, 89-116

La projection. De l'ldentification projective au projet. Rev. fr. Psychanal., 35,1971, 936-960

Greenacre, Ph.: Trauma, Growth and Personality. London: Hogarth 1953

Certain Relationships between Fetishism and the Faulty Development of the Body Image. Psychoanal. Study of the Child, I, New York: Int. Univ. Press 1953, 79-98

Grunberger, В.: Esquisse d'une theorie psychanalytique du masochisme. Rev. fr. Psychanal., 18,1954,193-214

Klein, M., Riviere, J.: Love, Hate and Reparation. London: Hogarth 1937

Loewenstein R. M.: L'origine du masochisme et la theorie des instincts. Rev. fr. Psychanal., 10,1938,293-321 Psychoanalytic Theory of Masochism. J. Am. Psychoanal. Ass., 5,1957,197-234

496

Luquet, P.: Les identifications precoces dans la struc-turation et la restructuration du moi (XXII Конгресс романоязычных психоаналитиков, Париж 1961): Rev. ft. Psychanal., 26,1962,117-309 Luquet-Parat, C.-J.: La place du mouvement masochiste dans 1'evolution de la femme. Rev. fr. Psychanal., 13, 1959,305-336

Le changement d'objet. B: J. Chasscguet-Smirgel et al.: Recherches psychanalytiques nouvelles sur la sexualite feminine. Paris: Payot 1964

McDougall, J.: Considerations sur la relation d'objet dans

l'homosexualite feminine. B: J. Chasseguet-Smirgel et

al.: Recherches psychanalytiques nouvelles sur la

sexualite feminine. Paris: Payot 1964

Mendel, G.: La revoke contre le pere. Une introduction

ä la sociopsychanalyse. Paris: Payot 1968 Mitscherlich, A.: Auf dem Weg zur vaterlosen Gesellschaft. Ideen zur Sozialpsychologie (1969). München: Piper 1970

M'Uzan, M. de: Le meme et l'identique. Intervention au colloque de la Societe psychanalytique de Paris; la compulsion de repetition (1969). Rev. fr. Psychanal., 34,1970,441-451

Un cas de masochisme pervers. Esquisse d'une theorie. B: La sexualite perverse. Paris: Payot 1972,13^7 Nacht, S.: Le masochisme (1938). Paris: Payot 1965 Essai sur la peur. B: S. Nacht: La presence du psychanalyste. Paris: Presses Universitaires de France 1963,7-25

De l'importance du masochisme primaire organique comme condition traumatisante pre-oedipienne (1954). B: S. Nacht: La presence du psychanalyste. Paris: Presses Universitaires de France 1963, 44-51 Nunberg, H.: Principles of Psychoanalysis. Their Application to the Neuroses. New York: Int. Univ. Press 1955

Odier, Ch.: Contribution ä l'etude du surmoi et du phenomene moral. Rev. fr. Psychanal., 1,1927, 24—73

L'angoisse et la pensee magique. Paris: Delachaux et Niestle 1948

Pasche, F.: L'angoisse et la theorie freudienne des instincts (1953). B: F. Pasche: A partir de Freud. Paris: Payot 1969,21-51

Autor de quelques propositions freudiennes contestees (1956). B: F. Pasche: A partir de Freud. Paris: Payot 1969,79-94

Reactions pathologiques ä la realite (1956). B: F. Pasche: A partir de Freud. Paris: Payot 1969,115-128 Regression, perversion, nevrose (1956). B: F. Pasche: A partir de Freud. Paris: Payot 1969, 95-114 L'anti-narcissisme (1964). B: F. Pasche: A partir de Freud. Paris: Payot 19%9, 227-242 Racamier, P. C: Le moi, le soi, la personne et la psychose. Essai sur la personnation. Evol. Psychiatr., 28, 1963, 525-553