Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 84 из 267)

Тщательность, с которой инстинктивные желания и их дериваты подвергаются цензуре, предполагает наличие своего рода «бессознательного внимания» внутри системы предсознательного или между нею и системой сознательного. Образное изображение этого процесса цензуры выглядит у Фрейда следующим образом:

«Итак, мы уподобляем систему бессознательного большой прихожей, в которой, словно некие существа, толпятся душевные побуждения. К этой прихожей примыкает второе, более тесное помещение, что-то вроде гостиной, в котором пребывает также сознание. Однако на пороге между этими двумя помещениями несет свою службу страж, который проверяет каждое душевное побуждение и не пускает в гостиную, если оно вызывает его неудовольствие. Вы, разумеется, видите, что нет большой разницы, прогонит ли страж некое душевное побуждение с порога или снова вытолкнет его за порог после того, как оно уже проникло в гостиную... Если они уже пробрались к порогу и получили отказ от стража, то это значит, что они не способны к осознанию; мы называем их вытесненными. Однако также и те побуждения, которые страж пустил за порог, не обязательно станут осознанными,

244

они смогут стать таковыми, если им удастся привлечь к себе взгляд сознания. Поэтому мы с полным правом называем это второе помещение системой предсознательного» (XI, 305-306).

Принимая во внимание то, что Фрейд в конечном счете стал предполагать наличие двух цензорных инстанций вместо одной-единственной, вышеизложенное необходимо дополнить тем, что содержаниям предсознательного нужно не только привлечь к себе взгляд сознания, но и пройти второго цензора, который действует как раз на границе между системами бессознательного и сознательного. В метафорическом описании Фрейда содержится также крайне важная, однако часто игнорируемая мысль, возникшая на втором этапе, а именно гипотеза, что вытеснение или защита в целом осуществляется не только при переходе от бессознательного в предсознательное; это в равной мере касается и содержаний системы предсознательного, включающей в себя в том числе и дериваты из системы бессознательного, которым было позволено появиться в предсознательном, но которые здесь снова подвергаются цензуре и отбрасываются в бессознательное. Именно это обстоятельство имеет решающее значение для понимания того, как Фрейд пришел к своим представлениям о душевном событии, относящимся ко второму этапу. Здесь имплицитно предполагается — это важно не только в теоретических целях, но и в той же мере для понимания клинических проявлений, — что вытеснением, так же как и другими защитными механизмами, не устанавливается неподвижная пограничная линия между системами бессознательного и предсознательного. Появляющиеся в бессознательном желания на своем пути к поверхности ненадолго попадают в предсознательное, чтобы в процессе этого превратиться в дериваты необузданных и неприкрытых инстинктивных желаний бессознательного. В этих дериватах виден почерк предсознательного психического явления, и в любой момент на их пути к системе сознательного они могут стать жертвой защиты. Более того, даже после их вхождения в систему сознательного они могут подвергнуться цензуре, например когда вытесняется осознанная фантазия об исполнении желания. Чтобы деривату желания из области бессознательного удалось в обход цензуры проникнуть в систему сознательного (и тем самым добиться «оттока»), он должен быть в значительной мере закамуфлирован. Таким образом может возникать целый ряд дериватов инстинктивного желания, пока наконец не появится тот, который квалифицируется как безобидный. Именно он и допускается на поверхность. В каком месте осуществляется цензура, зависит не только от содержания сомнительного инстинктивного желания, но и от того, в каком состоянии находятся разнообразные системы в данный момент времени. Так, например, предполагается, что во время сна (равно как и в сходных состояниях рассеянного внимания или при наркотическом опьянении) цензура является менее строгой, чем когда человек бодрствует и внимателен. К этому следует добавить, что дериват инстинктивного желания в определенный момент жизни человека вообще может быть приемлемым, но в другой момент (возможно, просто из-за того, что изменились те или иные условия) — нет.

Сопротивление, в том виде как оно возникает в процессе психоаналитического лечения, стало для Фрейда на втором этапе его работы понятийной предпосылкой для описания клинических проявлений защиты. Толкование этих сопротивлений рассматривалось в качестве метода осознания предсознательных дериватов, которые хотя и действуют, но в систему сознательного не допускаются. Эти процессы соответствуют гипотезе о чрезвычайно активном взаимодействии между различными системами — от глубин (бессознательного) до поверхности (сознательного); при этом, согласно пространственной концепции психического аппарата, система предсознательного занимает место между двумя этими системами.

245

Система бессознательного

Содержания системы бессознательного состоят из неудовлетворенных инстинктивных желаний, представляющих в психике биологические инстинктивные потребности (см. статьи Г. Кнаппа и П. Цизе). Грубо говоря, их можно разделить на сексуальные и агрессивные влечения, из которых последние стали рассматриваться наравне с сексуальными влечениями к концу второго периода. Дальнейшее разделение заключается в дифференциации так называемых «парциальных влечений», корни которых следует искать в различных фазах индивидуального развития. Каждый компонент влечения в соответствии с фрейдовскими представлениями имеет один источник, одно стремление, одну цель и один объект. Даже если все эти признаки связаны с самими влечениями, все же необходимо четко различать их биологические и психические аспекты. Даже тогда, когда влечения находятся в тесной связи с биологическими процессами и потребностями, в психоаналитической теории они являются исключительно психологическими конструктами.

С количественной точки зрения влечение понималось как некое свободно перемещающееся количество энергии, которая, начиная с определенного уровня, стремится к разрядке, чтобы восстановить «психическое равновесие». Вначале Фрейд уделял внимание исключительно рассмотрению сексуальных влечений и говорил об их психической энергии как о «либидо», тогда как для агрессивных влечений соответствующего понятия им разработано не было. Идея психической энергии соответствовала энергетическим концептуальным схемам XIX столетия, прежде всего из области физики и нейрофизиологии. Идея оттока психической энергии и идея разрядки нервной энергии по нервным путям дополняют друг друга. С точки зрения механизма действия содержаний в системе бессознательного понятие оттока имеет центральное значение в топической модели. Влечение, таким образом, стимулируется либо раздражением, исходящим изнутри, либо внешними раздражителями. С возникновением определенного количества относящейся к инстинкту энергии активируются следы воспоминаний о прошлых приятных событиях, которые наполняются инстинктивной энергией. Необходимо постоянно помнить о том, что влечения являются чисто гипотетическими конструктами, относительно которых предполагается, что они представлены в бессознательном в форме инстинктивных желаний. Инстинктивное желание фактически может рассматриваться как основная единица в бессознательном. Оно состоит из двух частей. Первая часть представляет собой энергетический заряд влечения, вторая состоит из пробужденного воспоминания, которое проистекает из одного или нескольких следов памяти, катектиро-ванных энергией влечения. Если переживание было когда-то связано с удовлетворением влечения, то оживление влечения одновременно приводит к активизации той прежней приятной ситуации. Пробужденное к новой жизни воспоминание называется «содержанием-представлением» желания. Что касается первой части инстинктивного желания, то она вызывает в психическом аппарате неприятное напряжение и стремится к тому, чтобы пробиться в сознание и там реализоваться, в результате чего может быть повторено прежнее приятное событие и заново пережито удовлетворение. После исполнения желания неприятное напряжение, исходящее от влечения, уступает место исполненному удовольствием удовлетворению.

Сообразно своей природе инстинктивные желания действуют в бессознательном с диктаторской непреклонностью, они стремятся любой ценой к доставляющему наслаждение оттоку и уменьшению неприятного напряжения. Другими словами, они действуют по принципу удовольствия. Здесь следует заметить, что стремление к такому непосредственному оттоку и характерное для бессознательного желание немедленного удовлетворения на своем пути через другие системы может

246

приводить к конфликтам, из-за чего инстинктивное желание подвергается цензуре. Поэтому неприукрашенные инстинктивные желания должны порой превращаться в дериваты бессознательного. Замаскировавшись, они могут пройти цензуру и добиться удовлетворения.

Бессознательное имеет внутреннее ядро с инстинктивными желаниями, которые сводятся к самым ранним формам удовлетворения влечения. С ними связаны другие, подавленные дериваты тех фундаментальных, инфантильных инстинктивных желаний, которые, несмотря на тот факт, что когда-то были приемлемы для цензуры, в дальнейшем все же подвергаются вытеснению, поскольку являются причиной неприятного конфликта. Таким образом, в соответствии с топической теорией содержания бессознательного состоят в основном из сексуальных и агрессивных желаний, несущих на себе печать инфантильности, и их вытесненных дериватов, которые из-за цензуры лишены возможности выразить себя и излиться непосредственным образом и, как правило, достигают поверхности психического аппарата только в достаточно закамуфлированном виде. Инстинктивные желания с примитивными сексуальными или агрессивными содержаниями, равно как и та связанная с хорошо известным эдиповым комплексом констелляция желания, у ребенка старшего возраста, юноши и взрослого обычно вытесняются и могут появиться только в замаскированной форме. С этой точки зрения развитие различных форм манифестации переноса в ходе психоаналитического лечения считается проявлением дериватов бессознательного. То же самое касается сновидений, толкование которых, особенно на начальной стадии психоанализа, было названо «via regia [царская дорога (лат.). Ред.] к бессознательному» (см. статью А. Беккер).