Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 123 из 267)

В работе «Характер и анальная эротика» (1908) Фрейд описал анальный характер, выделив следующие особенности: аккуратность, бережливость, упрямство. В дальнейшем анальный характер изучали, в частности, Задгер (Sadger 1910, 1926), Джонс (Jones 1913, 1919, 1950), Ференци (Ferenczi 1964), Зиммель (Simmel 1930), Абрахам (Abraham 1969а, Ь). Эти черты являются выражением реактив-

354

ных образований. В результате интрапсихического процесса формирования реакций ребенок отказывается от первоначально доставлявшего ему удовольствие занятия нечистотами, то есть содержимым кишечника, и характерной чертой становится противоположная интенция.

Фрейд сумел доказать, что скупость и жадность восходят к детской тенденции удерживать фекалии как некое ценное достояние и не отдавать их матери. Своенравие и упрямство уходят корнями в раннюю склонность защищаться от власти матери посредством сдерживания дефекации; таким образом, получается, что своенравие и скупость отклоняются от фактической цели, они представляют собой в сущности сублимацию инстинктивных желаний анально-садистского периода развития либидо. Если в оральной фазе типичным процессом была интроекция, то на этой стадии развития либидо основным защитным механизмом является проекция. Дефекация является одновременно основой и прототипом проекции. На стадии анально-садистской организации либидо ребенок воспринимает фекалии как нечто живое. Таким образом, проекция фекалий во внешний мир является моделью, в соответствии с которой ребенок формирует, «строит» собственную картину мира. Все объекты переживаются ребенком как одушевленные, воспринимаются и интерпретируются по схеме восприятия самого себя. Поскольку в это время ребенок все еще связан анально-садистской амбивалентностью, внешние объекты интерпретируются по критериям, соотносящимся с этой анально-садистской амбивалентностью. Поэтому предметы являются любимыми, злыми или добрыми. Эта интерпретация зависит от воспринимаемой ребенком функции объекта. Поскольку функция испытания реальности развита еще недостаточно, то в этом проективном взгляде на мир нет четкого разграничения внешнего и внутреннего. Поэтому Ференци назвал эту фазу «магически-галлюцинаторным всевластием».

Тот факт, что ребенок рассматривает фекалии как нечто одушевленное, а с другой стороны, то, что в анально-садистской фазе развития либидо фекалии содержат деструктивное ядро, приводит к тому, что ребенок воспринимает свои собственные испражнения как нечто опасное и зловещее. Соответствующие фантазии выглядят так, будто фекалии являются испражнениями злых духов или кого-то в этом роде. По всей видимости, возникающая позднее мания преследования восходит к этим страхам (Freud 1905a; Abraham 1969; Ferenczi 1911). С другой стороны, однако, фекалии либидинозно катектированы. Фрейд (1915с, 1916) показал, что по этой причине экскременты превращаются для ребенка в сексуальной орган, например становятся предвестником мужского члена, точно так же, как прямая кишка в качестве эрогенной зоны в свою очередь становится предтечей вагины. Из-за этого опорожнение кишечника приобретает для ребенка смысл утраты чего-то ценного. Таким образом, страх многих детей перед опорожнением кишечника связан с более поздним страхом кастрации.

Благодаря овладению дефекацией и собственной моторикой у ребенка возникает чувство власти. Поскольку распределение либидо является пока еще преимущественно нарциссическим, то есть, иными словами, по-прежнему существуют сильные симбиотические связи, из этого чувства власти развивается чувство всемогущества. Если эта переоценка себя служит не Я как целому, а лишь отдельным функциям, то в результате возникают магические представления. Особенно эрогенные зоны приобретают для ребенка волшебную силу.

В анально-садистской фазе продолжают развиваться также духовные способности ребенка. Они служат господствующим в этот период интенциям. С одной стороны, они помогают ребенку овладеть внешним миром, с другой стороны, служат ему также для подчинения. Таким образом, духовные способности становятся инструментом либидинозных и садистских устремлений. Характерно то, что ребе-

355

нок в этом возрасте воспринимает свои мысли как нечто самостоятельное. Он убежден, что мысль может от него отделиться и нанести вред. Следствием этого часто являются страхи ребенка. Он боится, что его агрессивные мысли могут повредить окружающим. То есть и в этой сфере имеет место магическая переоценка собственных способностей. В таком случае говорят о всесилии мыслей.

ФАЛЛИЧЕСКО-НАРЦИССИЧЕСКАЯ СТАДИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ЛИБИДО

Если до сих пор мы занимались возрастом, в котором ведущими эрогенными зонами являлись вначале область рта, а затем прямая кишка, то примерно на четвертом году жизни прямая кишка теряет эту роль, уступая ее гениталиям; в развитии наступает фаллическо-нарциссическая стадия организации либидо. Это означает, что догенитальные парциальные влечения утрачивают первенство. Их задача состоит теперь в подготовке и усилении генитального удовлетворения. Этот возраст человека называется фаллическим, поскольку как для мальчиков, так и для девочек в психическом отношении существует лишь один сексуальной орган, а именно пенис (Freud 1905a); (ср. Klein 1962; Jones 1913, 1919).

Благодаря своей способности доставлять сексуальное удовольствие пенис приобретает для юношей столь большое значение, что становится мерой и средоточием чувства собственной ценности. Пенис отождествляется с собственным Я. В это время величина пениса играет для мальчика решающую роль. Он сравнивает размеры пениса у себя и других и реагирует на это гордостью или скорбью, недоброжелательством и завистью. В фантазиях мальчика все объекты, в том числе женские, обладают пенисом. При этом речь идет о проективном взгляде на мир и выборе объекта, то есть собственная организация проецируется на организацию других. У девочки отношения складываются несколько по-другому. Она вскоре узнает, что ее гениталии выглядят иначе, чем у мальчика; в сравнении с пенисом клитор воспринимается как нечто неполноценное. Согласно Фрейду (1905а, 1908b, 1916,1917,1925,1931,1933,1938), выбор объекта у девочки определяется завистью в пенису. У нее возникает желание иметь пенис, как у мальчика. По этой причине девочка какое-то время отождествляет себя с мальчиком. Она перенимает мальчишечью манеру поведения и пытается соперничать с мальчиками. Такое поведение девочки называется «фаллическим соперничеством». В фантазии все объекты мальчиков и девочек наделяются фаллическими гениталиями. Это означает, что гениталии, катектированные либидо, проецируются на объекты или же вследствие идентификации происходит превращение клитора в собственном теле. Тем не менее и то и другое означает нарциссическии выбор объекта. В первом случае любят собственные гениталии в проекции на объект, во втором случае — вследствие идентификации — собственные гениталии в собственном теле. В это время как у девочек, так и у мальчиков обнаруживаются скрытые пассивно-женские тенденции. У девочки они выражаются в том, что иногда она мастурбирует у входа во влагалище, у мальчика же еще какое-то время сексуальные ощущения возникают также и в анальной области (Freud 1923c). Часто встречаются фантазии, связанные с полостями тела, в которых рот и задний проход могут замещать вагину. Таким образом, в этот период у мальчиков и девочек сосуществуют активно- мужские и пассивно-женские установки, являющиеся признаком бисексуальных устремлений. Это означает, что при регрессии могут быть вновь катектированы латентные пассивно-женские установки мальчика, равно как и активно-мужские идентификации девочки, относящиеся к фаллическо-нарциссической ступени развития. Следствием этого может быть склонность к гомосексуальным отношениям.

356

В это время ребенок учится отсрочивать и отводить импульсы. Если до этого обеспечивались функции самосохранения, то теперь приобретают значение функции сохранения рода. В результате возникает новое качество человеческого общения и партнерских отношений. Из двухсторонних отношении мать—ребенок теперь образуется классический треугольник, в который в своей мужской роли вовлекается и отец. Кроме того, эти групповые отношения расширяются за счет добавления братьев и сестер. Таким образом, возникают первые социальные отношения. Это означает распространение и обогащение эмоциональных переживаний в различных аспектах. Ребенок учится обходиться с различными людьми, которые то сменяют друг друга, то сосуществуют рядом, а также с различными эмоциональными либидинозными желаниями, включая и притязания других людей.

Благодаря дальнейшему развитию Я реалистически познается различие между полами, которое учитывается в отношениях с объектами. Теперь либидо направляется на гениталии, вследствие чего ребенок впервые стремится к своим объектам с генитальными притязаниями. Как и прежде достигается аутоэротическое удовлетворение, в том числе и с помощью онанизма. Теперь, однако, занятие онанизмом сопровождается представлениями об объектах. Это означает, что онанизм, который, правда, уже практиковался и раньше, в своей психической репрезентации связан с объектом, а не является, как прежде, всего лишь способом достижения нарциссически-аутоэротического удовольствия.

Развивающиеся у ребенка сексуальные желания создают совершенно новую ситуацию. Хотя ребенок уже в догенитальном возрасте был ограничен в своих влечениях, однако то были исключительно конфликты двусторонних отношений. На достигнутой теперь ступени развития конфликты затрагивают трехсторонние отношения, которые констеллированы отцом, матерью и ребенком. Такую ситуацию называют эдиповым комплексом (Freud 1900,1901,1905а, 1908а, 1909, 1910, 1917, 1923b, 1928, 1938) (см. статьи А. Холдера и Г. Штольце).