Смекни!
smekni.com

Энциклопедия глубинной психологии (стр. 134 из 267)

В разных фазах психосексуального развития на переднем плане сексуальных интересов ребенка находится соответствующая эрогенная зона и начинает преобладать с нею связанное парциальное влечение. Кроме того, в отдельных фазах начинают образовываться основные полярности, характерные для последующей сексуальной жизни взрослого человека. В оральной фазе, которая еще целиком определяется отношениями между матерью и ребенком, закладываются фундаментальные основы будущей организации Я. Тем самым эта фаза находится под знаком полярности субъекта и объекта, то есть в ней можно произвести первую дифференциацию с точки зрения этой полярности. В анально-садистской фазе на первом плане стоит полярность «активный—пассивный», в фаллической фазе, по мнению Фрейда, на передний план выдвигается противопоставление «мужской—кастрированный». И только по достижении пубертатного возраста окончательно образуется полярность «мужской—женский», или, как сказали бы сегодня, психосексуальная идентичность находит свое окончательное выражение (ср. по этому поводу: Freud 1923c).

Сексуальное влечение является вначале аутоэротическим и впервые проявляется по отношению к материнской груди, присоединяясь к жизненно важной функции младенца. Тем самым в качестве эрогенной зоны в оральной фазе на переднем плане выступает рот. В анальной фазе особое значение приобретает стул ребенка, при этом доминирующей эрогенной зоной становится анус.

Высшей точки инфантильная сексуальность достигает, наконец, в догениталь-ной фазе. Фрейд потому говорит о Эогенитальной фазе, что здесь примат гениталий еще не закрепился полностью. Он называет также эту фазу фаллической, поскольку здесь в центре сексуального интереса находится фаллос или клитор, то есть «мужская» сексуальность у обоих полов (см. статью Н. Шайнесс). Эта инфантильная сексуальность уже в значительной степени приближается к сексуальности взрослого человека, прежде всего потому, что ребенок в возникающей теперь эдиповой ситуации уже стоит перед выбором объекта, который следует интерпретировать как сексуальный. «Приближение детской сексуальной жизни к сексуальной жизни взрослого идет гораздо дальше и касается не только возникновения выбора объекта. Даже если это и не приводит в правильному объединению парциальных влечений под приматом гениталий, то все же на вершине развития инфантильной сексуальности интерес к гениталиям и к их деятельности приобретает доминирующее значение, которое лишь немногим уступает значению этого интереса в зрелом возрасте. Основной чертой этой "инфантильной генитальной организации" является вместе с тем ее отличие от генитальной организации взрослых. Оно состоит в том, что для обоих полов играют роль лишь одни гениталии — мужские. Следовательно, существует не просто примат гениталий, но примат фаллоса» (XIII, 294—295). К этому предположению Фрейд присоединяет утверждение о «зависти к пенису», которая, по его мнению, присутствует у девочек, — утверждение, которое неоднократно критиковали и толковали как выражение

385

«мужского шовинизма» (ср. например, Millet 1970). Также и идея Фрейда, что доминирование клитора у взрослой женщины является выражением сохранившейся инфантильной сексуальности и связано с желанием «быть мужчиной», интерпретировалось в связи с фрейдовской теорией фаллической фазы и опять-таки критиковалось как выражение одностороннего и неверного понимания женской сексуальности (ср. например: Sherfey 1972).

На вершине инфантильной сексуальности ребенок вдруг понимает, что не может достичь желанного сексуального объекта, в роли которого, как правило, выступает родитель противоположного пола. В результате, однако, развитие инфантильной сексуальности приходит в состояние застоя, «который в благоприятных с точки зрения культуры случаях заслуживает названия "латентного периода". Латентный период может и не наступить. Он не всегда приводит к прерыванию сексуальной активности и сексуальных интересов по всему фронту» (XI, 337—338).

Значение предполагаемого Фрейдом латентного периода состоит, следовательно, в том, что в этот период, а значит в то время, когда сексуальное любопытство ребенка спадает, либидо постепенно отрывается от родителей. Но удастся ли одолеть эдипов комплекс, станет ясно лишь по достижении пубертата.

Выбор объекта, происходящий после пубертатного возраста, показывает также, насколько успешно были пройдены фазы психосексуального развития. Если успешно, это значит, что аутоэротизм (см. статью Р. Адама) в значительной степени преодолен, а парциальные влечения (желание рассматривать и самому показывать, садистские и мазохистские компоненты) объединены под приматом гениталий 5. Тем самым также окончательно положен конец преобладанию отдельных эрогенных зон. Правда, остается сомнительным, действительно ли следует ожидать у ребенка такой однозначной концентрации на отдельных эрогенных зонах, как это утверждает Фрейд. В «Очерке о психоанализе» (1940) Фрейд замечает, что, собственно говоря, все тело является «такой эрогенной зоной» (XVII, 73). Это, пожалуй, прежде всего относится к ребенку, который особенно сильно настроен на чувственный контакт с внешним миром.

Учение о психосексуальных фазах в дальнейшем претерпело в работах психоаналитиков гораздо большие изменения, чем здесь говорилось (см. например: Abraham 1949). Делались также попытки связать специфические невротические нарушения со сновидениями и конфликтами в соответствии с той или иной специфической фазой психосексуального развития. Тем не менее для объяснения психических заболеваний соответствующие простые редукционистские модели привлекаются сегодня лишь в качестве частных гипотез. Далее, гипотеза о фазах психосексуального развития привела к более широким гипотезам относительно развития характера. В зависимости от того, в какой фазе психосексуального развития индивид в силу конституциональных или случайных причин сталкивается с серьезными проблемами, в качестве реакции на это развивается структура его характера. У Фрейда о «характере» говорится в общей форме: «Добрая часть того, что мы называем "характером" человека, построена на материале сексуальных возбуждений и состоит из фиксированных с детства влечений, из того, что достигнуто благодаря сублимации, и из тех конструкций, которые предназначены для действенного подавления первертированных побуждений, признанных неприемлемыми» (V, 140—141). В изучение отношений между сексуальностью, защитой и формированием характера большой вклад внес Вильгельм Райх (Reich 1933).

Изложенная в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905а) точка зрения на инфантильную сексуальность, как мы можем в заключение констатировать, является в значительной степени аналитической. С другой стороны, благодаря такому подходу Фрейд сумел показать связь между явлениями, рассматривавшимися дото-

386

ле прежде всего как резкие, несвязанные между собой противоположности. Так,

Фрейд объяснил:

— сексуальность взрослого человека исходя из инфантильной сексуальности, которую в XIX веке пока еще в значительной степени отрицали или толковали как

явление дегенерации;

— гомосексуальность и гетеросексуальность как формы проявления изначальной бисексуальности;

— перверсии и неврозы как связанные между собой через задержку развития

инфантильной сексуальности;

— «аномальное» и «нормальное» сексуальное поведение как в основе своей

неотделимые друг от друга.

Фрейд отнюдь не был первым, кто вплотную занялся проблемами сексуальности. Его работа по теории сексуальности появилась среди множества трудов, которые примерно с 1880 года стали публиковаться все чаще. Научный интерес к теме сексуальности являлся одним из веяний времени. Очевидно, что работы, касающиеся этой темы, были настолько известны, что Фрейд упоминает в «Очерках» соответствующих авторов лишь вскользь — Краффта-Эбинга, Молля, Мёбиуса, Эллиса, Шренка-Ноцинга, Лёвенфельда, Эйлесбурга, Блоха и Хиршфельда — и добавляет: «Поскольку у них приведена и прочая литература по теме, я могу воздержаться от подробных ссылок» (V, 33, прим. 1). Таким образом, Фрейда ни в коем случае нельзя представлять себе как первого или даже единственного автора, который научно занимался проблемой сексуальности и сексуальным просвещением (ср.: Ellenberger 1970). Например, в том же году, что и его «Три очерка по теории сексуальности» (1905), появился еще один привлекший внимание труд — «Половой вопрос» Аугуста Фореля, директора цюрихской лечебницы Бургхёльцли, предшественника на этом посту Эугена Блейлера.

В XVIII веке в научной литературе, посвященной проблеме сексуальности, особо важное место занимал вопрос о мастурбации. Усилия были направлены на то, чтобы все телесные и душевные недуги свести к мастурбации (Bekker 1710; Tissot 1764). В XIX веке в центре научных интересов стояла прежде всего проблема перверсий (например: Каап 1844; Могеаи 1880), и не раз утверждалось, что перверсии следует понимать как следствие вырождения. В конце XIX — начале XX века все больше усилий прилагалось, чтобы обсуждать проблему сексуальности в менее идеологизированном контексте. При этом, как. и у Фрейда, предметом критики все больше становилась буржуазная мораль, тогда как прежде она часто имплицитно являлась составной частью «научных» теорий. В 1889 году Магнус Хирш-фельд основал первый специальный журнал по изучению сексуальности под названием «Jahrbuch für sexuelle Zwischenstufren», а в 1906 году Иван Блох ввел немецкоязычный термин «Sexualwissenschaft», то есть «наука о сексуальности», «сексология» (по Wettley, Leibbrand 1959). Молль (Moll 1898) опубликовал «Исследования сексуального либидо» — работу, из которой, по собственному признанию Фрейда, он и заимствовал термин «либидо». Теория бисексуальности человека популяризировалась Вейнингером (Weininger 1903) еще до появления «Трех очерков» Фрейда. Таким образом, создавая «Три очерка по теории сексуальности», Фрейд мог располагать обширным материалом, который был накоплен независимо от психоаналитических исследований.